08:59

Пени, страховки и большой процент по кредиту: с какими проблемами может помочь финансовый омбудсмен

  1. Новости
Пени, страховки и большой процент по кредиту: с какими проблемами может помочь финансовый омбудсмен - Новости Калининграда

Уже несколько лет в нашей стране существует должность финансового омбудсмена. Финомбудсмен может решить самые разные денежные споры между людьми и финансовыми организациями до обращения в суд. О том, в каких случаях и каким образом стоит подавать заявку омбудсмену, расскажем в материале.

Какие споры финансовый омбудсмен может решить

К финомбудсмену можно обращаться, если финансовая организация нарушила договор: не выплатила или недоплатила вам деньги либо, наоборот, взяла с вас больше положенного: насчитала лишние пени или внезапно увеличила процент по кредиту. К таким организациям относятся банки, микрофинансовые организации (МФО), страховые службы (кроме вопросов обязательного медицинского страхования), негосударственные пенсионные фонды (НПФ), кредитные потребительские кооперативы (КПК) и ломбарды.

Полный список организаций можно изучить на сайте Банка России или на сайте самого уполномоченного. При этом надо понимать, что омбудсмен рассматривает не все споры. Есть несколько обязательных условий:

  • Договор был заключён между частным лицом и финансовыми организациями. Если спор с банком, страховщиком или другой финансовой организацией возник по договору, который заключила компания или индивидуальный предприниматель, уполномоченный такие споры не рассматривает;
  • Споры могут касаться только денег и имущества. Через омбудсмена можно оспорить только прямые убытки. Компенсацию морального вреда или упущенной выгоды через него получить не получится;
  • Сумма, которую вы намерены получить от финансовой организации, не может превышать 500 000 рублей. Если вы хотите, чтобы вам выплатили больше, нужно идти в суд. Это ограничение не касается имущественных споров по ОСАГО. Такие споры омбудсмен рассматривает независимо от суммы.
  • Проблемы с организацией возникли в течение трёх предыдущих лет с момента подачи заявления финансовому уполномоченному. Более давние споры омбудсмен рассматривает только в особых случаях — например, если время было упущено из-за болезни.

Если вы уже получали компенсацию, но она кажется недостаточной, вы также можете обратиться к омбудсмену, если спор не был рассмотрен в суде. Судебные решения омбудсмен пересматривать не может. При этом если вы пропустили трёхлетний срок и хотите подать иск в суд на компанию, которая сотрудничает с омбудсменом, все равно нужно будет обратиться к финансовому уполномоченному. Без его решения или отказа суд не будет рассматривать ваше дело.

В остальных же случаях придётся обращаться в другие инстанции. Так, если спор не касается конкретной суммы, но вы считаете, что ваши права нарушены, или вам не сообщили полную стоимость займа, а в банке навязали ненужную страховку, надо обращаться в Банк России. Проверить квалификацию вашего спора или документы для рассмотрения можно на сайте.

Как обратиться к финансовому омбудсмену

После того, как вы убедились, что ваш спор может быть рассмотрен омбудсменом, необходимо направить заявление (то есть претензию) в финансовую организацию, с которой у вас возник спор. Инструкцию и готовый бланк для заполнения можно найти здесь.Вообще, сайт финансового омбудсмена адаптирован для любого запроса: там же можно найти образцы и полезные электронные материалы.

Финансовая организация должна рассмотреть вашу претензию и ответить в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения финансовой организацией заявления (претензии). Если вы обратились онлайн, и со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней, ответить обязаны в течение 15 рабочих дней. Только в случае, когда ответ не приходит в указанный срок или не устраивает вас, следует обращаться к омбудсмену.

Как сказано на официальном сайте службы финансового уполномоченного, лучше всего обращаться онлайн. Для подачи обращения нужно зарегистрировать личный кабинет на сайте или войти с помощью портала госуслуг, если у вас уже есть там аккаунт. Чтобы избежать затруднений с заполнением обращения, можно посмотреть понятную видеоинструкцию. Почтой воспользоваться тоже можно — для этого ваше обращение нужно отправить по адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный переулок, д. 3, получатель — АНО «СОДФУ». Личный приём граждан пока приостановлен.

К обращению надо приложить ответ финансовой организации, если вы его получили. Либо представить копию своей претензии компании и написать в заявлении, что ответ так и не получен. Стоит также приложить документы, которые подтверждают ваши претензии: копии или сканы договоров, квитанций, переписок и другие.

В течение трёх рабочих дней со дня поступления обращения вам ответят, принято ли обращение или нет. А вынесёт решение омбудсмен в течение:

  1. 15 рабочих дней с момента подачи заявления — если не потребуется техническая экспертиза (например, осмотр автомобиля, повреждённого в ДТП);
  2. 25 рабочих дней — если нужна техническая экспертиза;
  3. 30 рабочих дней — если заявление подаёте не вы, а посредник. Этот срок также может быть увеличен на 10 рабочих дней, если потребуется экспертиза.

Для клиентов финансовых организаций услуги омбудсмена бесплатны. Но вместо самого потребителя к омбудсмену может обратиться другой человек, если клиент уступит ему своё право требования к финансовой организации (условно назовём его посредником). Например, это может быть автоюрист. В таком случае он должен будет заплатить за рассмотрение дела 15 000 рублей. А подобные обращения рассматриваются в течение 30 рабочих дней.

Если омбудсмен вышлет вам отказ, то решить проблему можно будет только через суд. Подать иск в суд на финансовую компанию можно в любое время, но к заявлению нужно приложить отказ омбудсмена рассматривать ваше дело.

Как действует омбудсмен

Омбудсмен вправе предложить компании выполнить ваше требование или попытаться найти компромисс — предложить частичную выплату в обмен на отказ от дальнейших претензий. В таком случае между компанией и вами оформляется мировое соглашение. А омбудсмен прекращает рассмотрение вашего дела.

Если такой способ не работает, финансовый уполномоченный рассматривает дело и выносит решение. Так, если омбудсмен становится на сторону финансовой организации, то вместе с отказом направляет вам объяснение своего решения. Далее вы можете обжаловать его доводы в суде. Если же уполномоченный решает дело в вашу пользу, он также устанавливает срок, в который финансовая организация обязана исполнить его решение. Этот срок может колебаться от 10 рабочих до 30 календарных дней с момента, когда решение вступит в силу.

Конечно, финансовая организация может проигнорировать решение омбудсмена. В этом случае вы направляете повторное обращение, а омбудсмен направит судебным приставам специальный документ — удостоверение финансового уполномоченного. И приставы обяжут компанию исполнить решение омбудсмена или мировое соглашение.

Запросить это удостоверение можно не позднее трёх месяцев с момента, когда финансовая организация должна была исполнить решение уполномоченного или мировое соглашение. Если по какой-то уважительной причине вы пропустите установленный срок, например из-за болезни, к запросу нужно будет приложить больничный или другие документы, которые подтвердят, что вы не могли обратиться к омбудсмену раньше.

Материал подготовлен в рамках государственной программы Министерства финансов Калининградской области «Эффективные финансы». Дополнительная информация по вопросам финансовой грамотности — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8 (800) 555-85-39 или на сайте fingram39.ru.

Партнёрский материал