13:16

Олег Табаков будет искать таланты в Калининграде

  1. Новости

Олег Павлович приезжал к нам на фестиваль искусств «Балтийские сезоны» со спектаклем «Сублимация любви» (он уже 11 лет с успехом идет на сцене), где играл вместе со своей женой Мариной Зудиной. Общаться с Табаковым интересно, но опасно: заслушаешься, залюбуешься интонациями и забываешь, что беседу нужно продолжать. Говорит  он с улыбкой, знакомым с детства голосом кота Матроскина. Рассудительный, спокойный, в ответ на каждый вопрос - монолог, словно на сцене. Во время разговора Олег Павлович крутил в руках трубку, но так ее и не разжег.
- Курю не часто, но трубки люблю, их дома целая коллекция, - пояснил актер. - Что-то дарили, что-то сам покупал… Преприятнейшее это занятие - посидеть с трубкой у камина!
- Одна из последних злободневных тем - события в Южной Осетии. Знаю, что вы не остались в стороне...
- У меня есть богатые друзья, попросил их, чтобы привезли в Москву 2-3 самолета детей из Цхинвали - покажем им сказку Ершова «Конек-Горбунок» в мхатовской постановке.
- Раз мы заговорили о детях, уточню - правда ли, что скоро выйдут новые серии истории про Простоквашино?
- Летом следующего года: озвучивать кота Матроскина буду снова я, Шарика - Лев Дуров, а почтальона Печкина - Александр Панкратов-Черный. Приятно, что моя дочка Машенька - ей сейчас 2,5 годика, сможет расти на этом великолепном мультфильме. Признаюсь, быть отцом такой малышки - прекрасное, потрясающее чувство, возможность многое видеть ее глазами. В жизни появляются новые краски.
- Сегодня много новых имен, как вы относитесь к современным актерам?
- На мой 73-летний брюзжащий взгляд, актерское ремесло нынче умаляется. Меня учили создавать образы, а теперь все больше людей существуют в плохо выясненных предлагаемых обстоятельствах. Показывают естественность на уровне физиологии, но ведь жизнь духа человеческого, к счастью, не ограничивается только кухней, столовой и туалетной комнатой…
- Некоторые актеры ваших театров участвуют в антрепризах, снимаются в кино - не мешает это основной работе?
- В антрепризе ничего дурного нет, эта традиция старая, вопрос в культуре антрепризы. Если вам привозят два узнаваемых лица, одну люстру и пару стульев, вряд ли об этом можно говорить. Расскажу историю: когда-то артист Мартинсон, который зарабатывал на жизнь пародиями, привел на свой концерт маленького сына. Тот,  увидев, как актер кривляется, прокричал «Папа, ты дурак!» Не дай бог такое услышать… У меня есть возможность в этом не участвовать, не сниматься в рекламе. Но это не означает, что антрепризы - это плохо, любую работу можно делать хорошо. Например, Федор Шаляпин пел левые концерты, но как он это делал - потрясающе, не хуже, чем в Большом театре! К киноработам тоже отношусь спокойно, если это не мешает сценической работе, я только «за». Но если начинают работать плохо, я, хоть и похож на бегемота, человек довольно жесткий, могу оштрафовать актера, например, на 30 тыс. рублей - не знаю, кто еще в стране на такое способен.
- На гастроли зовут за границу?
- Да, но такие предложения не интересуют. Лет 25 назад я зарабатывал деньги в Европе, Америке, Канаде, много ставил и играл. Сейчас интереснее публика в Нижнем Новгороде, Иркутске, Екатеринбурге. Или в Калининграде, к примеру, ведь ваш город хоть и далекий, но нашенский!
- Чем-то, кроме театральных ролей и управления двумя театрами заниматься успеваете?
- Сейчас пишем с Мариной Зудиной и Сережкой Безруковым радиоверсию «Анны Карениной», снялся в новой картине Киры Муратовой «Мелодия для шарманки». Но главное детище - первый в Москве театральный техникум, набор начнется в следующем году. Там ребята будут учиться вместо 10-11 класса обычной школы. Работать придется на совесть, с утра до позднего вечера, а содержать их будет государство. В поисках талантов хочу запустить руку от Владивостока до Калининграда, и еще в Белоруссию и на Украину - мой удельный вес позволяет надеяться, что это вызовет интерес. Многие мои коллеги, театральные педагоги, испытывают радость, что из людей средних способностей делают средних актеров. На мой взгляд, это не занятие, хотя пока попадает в требование времени: пришли огромные деньги в кино и на ТВ, проекты требуют огромной армии мало чего умеющих актеров. Но пройдет не так много времени, и они станут никому не нужны, понадобятся настоящие профессионалы, так что я хотел бы помочь настоящим талантам пробиться.
- В ваших театрах звездный состав актеров - Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Сергей Безруков и т.д. Как удается удерживать таких знаменитостей в труппе?
- Думаю, все эти ребята дорожат тем театром, в котором играют, так что прежде всего их удерживает имя, репертуар, возможность играть интересные роли. К тому же, и я говорю это с некоторой гордостью, у моих актеров есть неплохой материальный стимул работы - они получают, конечно, не как участники мюзиклов на Бродвее, но как актеры муниципальных европейских театров.
- МХТ собирается стать автономным учреждением культуры, полностью независимым театром, выжить ему поможет имя и история?
- Не в имени и ни в истории дело. Когда в 2000 году от нас ушел, царство ему небесное, Олег Ефремов, в театре была пьянь и воровство, в зале 40% зрителей. Сейчас - почти 100%. Многое зависит от репертуара, от труппы - ведь, как и сто лет назад, люди идут на известных актеров. Немалая роль ложится и на руководителя: может скажу немного цинично, но театр-  не только храм искусства, но театрально-зрелищное предприятие, и одна из его целей - заработок денег. На это в нашей бескрайней родине способны из 600 театров, думаю, не больше десяти процентов.
- Не так давно у вас был день рождение - многие в этот праздник подводят итоги, вспоминают об удачах и  ошибках…
- Ничего исправить не хотел бы: я не писатель, у которого может быть издание второе, дополненное и исправленное, жизнь пишу начисто. Так что все, что мог, совершил, создал "песню, подобную стону", а ошибки, что были, уже стали прошлым. Я верю в то, что жизнь на нас не кончается, важно действовать, не задумываясь, успеешь или нет.  Удивительный пример: в 1943 году, когда война была в разгаре, Владимир Немерович-Данченко в свои 84 года заставил советское правительство открыть школу-студию МХАТ. Через 4 месяца он умер, но какое великое дело успел начать!


Оксана Сазонова,
oksass@yandex.ru,
фото Сергея Поделенко