10:50

Привезти туристов и всех накормить: как польский бизнес может помочь Калининграду с проведением ЧМ-2018

  1. Новости
Фото: Алексей Денисенков
Фото: Алексей Денисенков.
Мировое футбольное первенство открывает новые возможности для сотрудничества с соседями.
По числу городов-партнёров Калининграда Польша по-прежнему прочно занимает первое место, опережая не только Литву и Германию, но и остальные российские регионы. В прошлом году исполнилось уже 15 лет с момента заключения соглашения о сотрудничестве между нашим регионом и Варминьско-Мазурским воеводством. За это время реализованы десятки проектов, направленных на развитие экономического сотрудничества, улучшение экологии и социальной сферы, туризма и культурного обмена. Чемпионат мира по футболу 2018 года открывает обеим сторонам новые горизонты взаимовыгодного сотрудничества.
 
Все к столу!
Сегодня вряд ли можно встретить калининградца, так и не познакомившегося с польскими продуктами. Однако в свете предстоящего чемпионата сотрудничество в гастрономической сфере может вырасти в нечто большее, чем наши поездки за едой в супермаркеты соседей. Скорее, наоборот — это поляки готовы приехать и накормить нас вместе с многочисленными болельщиками и гостями Калининграда. Тем более что опыт есть: представители польской индустрии стрит-фуда (уличной еды) регулярно становятся участниками калининградских городских пикников.
 
"Сначала переговоры шли довольно сложно, у них было немало опасений и заблуждений о Калининграде, — вспоминает руководитель объединения Kaliningrad Street Food Александр Исаев. — В 2016 году на наш городской пикник впервые приехала команда из Лодзи, и к ним выстроились самые большие очереди. Они, честно говоря, не сильно надеялись заработать, но продали всё, что привезли. Тибон-стейки, самые дорогие, разошлись первыми. Это была лучшая рекомендация. В 2017 году, когда мы отправились на фестиваль в Варшаву, там о нас уже знали. Все поняли, что можно ехать в Калининград, здесь к полякам прекрасно относятся. И минувшей осенью на пикнике были уже два польских проекта. Планировался ещё и третий, но по объективным причинам в последний момент не получилось".
 
По словам Александра Исаева, в Польше очень развита индустрия стрит-фуда и заметный скачок в этом направлении произошёл в последние три-четыре года. Сегодня у наших соседей фестивали еды гораздо масштабнее, чем, например, в Германии или Голландии, — и по количеству и участников, и по размеру аудитории.
 
"Что касается чемпионата мира, то если у нас получится что-то организовать в плане уличной еды, то поляки будут 100%, — уверен Исаев. — Мы хотим сделать фуд-корт более продолжительным, чем сам чемпионат, но пока конкретных решений нет. Вопрос питания гостей в любом случае будет подниматься. Я много общался с владельцами калининградского общепита. Они говорят, что если к нам одновременно приедут 30–40 тысяч человек, то своими силами город не справится. Помощь обязательно понадобится".
 
Всесторонние контакты
Президент Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин также уверен, что во время мундиаля у польского бизнеса появится отличная возможность заработать именно на еде.
"Полагаю, что польским организаторам общественного питания было бы интересно поучаствовать в обслуживании гостей чемпионата, — говорит Лапин. — Мы готовы оказать всемерную помощь как польским, так и российским предпринимателям. По договорённости с польским консульством в первом квартале 2018 года мы ждём большую делегацию предпринимателей из Польши, которые намерены изучить возможности для организации своей работы на территории Калининградской области для обслуживания гостей чемпионата".
 
Феликс Лапин подчёркивает: чемпионат мира, при всех его достоинствах, — это разовое событие. А задача КТПП — ежедневно оказывать помощь предпринимателям, в том числе желающим вести бизнес с польскими партнёрами.
 
"Мы уже многие годы выстраиваем партнёрские отношения с польскими бизнес-объединениями, сотрудничаем с торгпредством России в Варшаве, чтобы помочь нашим предпринимателям выйти со своей продукцией на рынки Европы, — говорит Лапин. — Сегодня у нас заключены 22 соглашения с торговыми и ремесленными палатами, конференционно-выставочными центрами, а также с различными объединениями деловых кругов Польши. Мы ведём кропотливую ежедневную работу, помогая предпринимателям заключать контракты, организовываем бизнес-миссии, предоставляем льготные условия участия в выставках".
 
Перспективным выглядит взаимодействие не только с польскими специальными экономическими зонами, но и с отраслевыми кластерами и их объединениями. Калининградская ТПП совместно с Эльблонгским объединённым кластером обеспечивает поддержку калининградских и польских фирм, потенциально готовых к совместной деятельности. Это особенно важно для бизнеса, носящего инновационный характер.
 
"В 2017 году я неоднократно встречался с представителями генерального консульства Республики Польша, польским бизнес-клубом в Москве, достигнуты договорённости об активном взаимодействии в различных сферах", — отметил Лапин. 
 
Ещё больше гостей
Один из тех, кто уже строит бизнес в Калининграде, — польский бизнесмен Артур Яняк. Активные деловые контакты он налаживает на протяжении более трёх лет.
 
"Чемпионат мира позволит многим увидеть Калининград своими глазами, а не через призму того, что о нём пишут или показывают по телевизору, — замечает Артур. — Нужно обязательно извлечь из этого выгоду, и у нас есть позитивный пример Гданьска. Во время чемпионата Европы по футболу в 2012 году был очень хороший маркетинг, и теперь, спустя пять лет, в Гданьск по-прежнему приезжают много гостей из Скандинавии, Италии, Испании и других стран".
 
По словам Яняка, часть иностранных туристов, ежегодно посещающих Гданьск, можно было бы привлекать на несколько дней и в Калининград. Эту работу совместно с российским консульством по силам взять на себя польским турфирмам, которые уже плотно работают с приезжающими в Польшу гостями.
 
"Я год назад выпустил путеводитель по Калининграду на английском языке, — рассказывает Артур. — Многим соотечественникам я говорю: не нужно ехать, например, в Узбекистан, Казахстан или Украину, чтобы попробовать национальную кухню. Всё это есть в Калининграде! С другой стороны, почему здесь до сих пор нет польского ресторана? Калининградцы едут в Польшу, чтобы покушать, но пока никто не открыл польский ресторан в вашем городе! Это ниша, которую тоже можно занять".
 
Лакомым кусочком для польского бизнеса в дни чемпионата мира — 2018 может стать и организация пассажирских перевозок между Польшей и Калининградом. Несмотря на то что польская сборная играть у нас не будет, в расписание турнира попали несколько матчей с участием других ведущих европейских команд. И у них тоже есть немало болельщиков.
 
"У вас состоится матч Англия — Бельгия, который точно вызовет колоссальный интерес, — объясняет Яняк. — А как в Калининград попадут английские или бельгийские фанаты? Правильно, они сначала прилетят в Гданьск, и оттуда им нужно будет ехать дальше. Знаю, что калининградские власти уже разговаривали с польскими перевозчиками, чтобы совместно обеспечить трансфер болельщиков. Я хочу, чтобы эти туристы потом ещё раз вернулись в Калининград. Барселона — это город, где проходили Олимпийские игры, а Калининград будет городом, принимавшим чемпионат мира. Многим захочется приехать к стадиону, где проходили игры, сделать фото".
 
Яняк убеждён, что бизнес-контакты нужно развивать не только в сфере туризма. Польским компаниям интересен Калининград, но не все решаются инвестировать здесь.
 
"Я делаю всё, чтобы люди начинали друг с другом работать, — говорит бизнесмен. — В апреле планируется большой форум для представителей реального бизнеса из Польши и России. Есть потенциал, который необходимо реализовать".
 
 
 
Кстати
Как ни удивительно, но соседи имеют шанс заработать и на размещении туристов в Калининграде. Строить для этого гостиницу вовсе не обязательно, зато можно сдавать в аренду болельщикам дома на колёсах. Взять такой трейлер в Польше, приехать на нём в Калининград и жить целой компанией многим будет выгоднее, чем снимать гостиницу или квартиру. Тем более что места для размещения кемпингов власти обещали найти.
 
Материал подготовлен при поддержке генерального консульства Республики Польша в Калининграде.