Новости
01.09.2015
18:37

Светлана Трусенёва: В этом году был конкурс в обычные школы, где смогли чем-то заинтересовать родителей и детей

Врио министра образования Калининградской области Светлана Трусенёва рассказала о том, какие новшества ждут школьников в новом году, по каким программам учатся дети и нужно ли сдавать деньги на дополнительное образование педагогов.

Немного статистики

В нашей области 172 школы, мы ждём 11,5 тысячи первоклашек, выпускников будет около 6 тысяч. В прошлом году был самый маленький выпуск — 4,6 тысячи человек, теперь начинается постепенный рост, правда, незначительный — на 200-500 выпускников в год. Зато число первоклассников в 2014-м увеличилось на 1700 человек, в этом — на 1100.
 
Есть ещё небольшой миграционный приток, в том числе из других субъектов РФ. К середине сентября у нас будут абсолютно точные цифры.

Школы-лидеры

В этом учебном году вместе с лидерами, самыми популярными лицеями и гимназиями Калининграда, заявили о себе и обычные школы. Например, 28-я на ул. Суворова, куда был конкурс, 36-я, расположенная между Московским проспектом и улицей Трибуца. Традиционно школа № 31 пользуется повышенным спросом. 
 
Происходит это потому, что школьные коллективы находят новые интересные направления как в рамках основной программы, так и дополнительной. Школы сейчас открыты до восьми часов вечера, там работают кружки, секции. Например, дома на ударных инструментах не поиграешь, а в школе во второй половине дня, вечером — пожалуйста. Родители обмениваются мнениями, передают друг другу информацию, и это самая достоверная реклама.

О продлёнках

Должны ли быть продлёнки бесплатными — такой вопрос часто задают родители. В каждой школе вопрос решается индивидуально. Есть порядки, которые фиксируют и продолжительность пребывания в таких группах, и их содержание. Эти вопросы находятся в ведении школ и муниципалитетов. Если школа пытается что-то навязать за плату, это повод для диалога между родителями и администрацией. Такие обращения были, по каждому факту мы разбирались.
 
Путаница связана с тем, что Минобрнауки когда-то озвучил, что все продлёнки должны быть бесплатными. Но федеральный государственный образовательный стандарт не предусматривает такого вида услуги, как продлёнка, она не может финансироваться из бюджета.
 
Родители должны также понимать, что есть внеурочная деятельность и она бесплатная, а есть присмотр и уход, но это не значит, что с ребёнком будут делать домашние задания. Это задача ребёнка и родителей. Причём самостоятельная деятельность очень важна для ребёнка, пусть даже он выполнит не весь объём работ. Взрослый же должен лишь контролировать.
 
К сожалению или к счастью, мой рабочий день не позволяет уделять должное внимание дочери в плане её учебы. Она идёт в девятый класс и вполне самостоятельна. Конечно, когда дело касалось каких-то технических вещей, например презентаций, мы делали их вместе. И конечно, если у дочки имеются вопросы, я всегда стараюсь найти вместе с ней ответ.

Здоровье школьников

На мой взгляд, ребёнок обязательно должен ложиться спать вовремя и соблюдать режим дня, и это важнее, чем что бы то ни было другое.
 
Здоровье наших ребят на 90% зависит от родителей, школа не может взять на себя эту функцию. Скакалка, приседания, отжимания: для этого не надо ничего — ни денег, ни места. Должны быть зарядка, правильная вечерняя и дневная нагрузка, ведь компьютер и весь остальной поток информации — это не школьные перегрузки.

Домашняя работа

Есть СанПиН, которые фиксируют, сколько времени ребёнок должен проводить за выполнением домашней работы — от полутора до трёх часов в зависимости от возраста.
 
Часто родители жалуются, что детям много задают на дом, хотя доказано, что объём нагрузки не повышает качества подготовки. Но бывает, что родители сами просят увеличить число каких-то предметов, дескать, у нас три часа математики, а надо пять, иначе не будет результата на ЕГЭ. Это далеко не так. Объём домашнего задания должен быть выполним и укладываться в нормы. Если больше — это повод для диалога с учителем. А мамам и папам нужно помнить, что современные учебники отличаются от тех, по которым учились мы. Много информации находится за пределами школьного учебника: внеурочная деятельность, проекты, исследования, дополнительное образование, и пытаться перестроить ребёнка под прежние стандарты не очень правильно.

Учебники и программы — как разобраться?

Есть образовательные стандарты, которые можно найти на сайте Минобрнауки. На странице каждой школы публикуются основная программа, учебный план и перечень дополнительных предметов, кружков и секций. В этом году новых предметов не будет, но меняется структура некоторых старых. Например, выпущены новые учебники по истории. Приказом Министерства образования утверждается федеральный перечень учебников. Если ваша школа работает с учебниками из этого списка, можно смело на это подписываться.
 
Что касается программ для младших классов, то существует четыре самых популярных. Принципиальных отличий между ними нет, и по итогам четырёх лет дети должны иметь один и тот же результат, т. е. освоить федеральный государственный стандарт начального общего образования.

Школьные поборы

Моя дочь учится в 32-й гимназии. Мы сдаём на нужды класса по 3,5-5 тысяч в год. Эти деньги идут на организацию жизни класса. Например, сделали зоны отдыха в рекреациях. Очень небольшая часть идёт на охрану. Да, она осуществляется бесплатно, но в рамках бюджета, в который не вписываются современные технологии.
 
Хочу ещё раз подчеркнуть: любые родительские взносы должны быть добровольными. Родители могут отказаться оплачивать дополнительное образование учителей. Эта практика сложилась в 90-е годы и сегодня не оправдана, более того, мы рекомендуем школам отказаться от неё.

Учить ли иностранный язык?

Иностранный язык входит в образовательный стандарт со второго класса. Но школа может выделить его в отдельный предмет с первого класса и не обязательно за плату.
 
Успех своего ребёнка в изучении иностранного языка я связываю с тем, что она начала к нему приобщаться ещё в дошкольном возрасте. Нам очень повезло: были замечательные педагоги с неформальным подходом. С улыбкой вспоминаю родительские собрания, на которых родители говорили: мы платим деньги, а ребёнок до сих пор ничего не говорит. Приходилось объяснять, что задача в этом возрасте не говорить, а понимать, выстраивать коммуникации. Но есть масса других примеров, когда ребята начинают серьёзно изучать язык уже в старших классах, потому что появляется мотивация.

О сельских школах

За последние годы значительно изменилась демография, некоторые школы закрылись. Это были годы очень тяжёлые для системы образования. Сейчас школы открываются вновь, но только начальные, в тандеме с детскими садами. Я считаю, что начальная школа должна быть максимально приближена к месту жительства, чтобы ребёнку было комфортно. А в 10-11-м классах у него должна появиться возможность выбрать профиль дальнейшего обучения и учебное заведение.

Кадры: ситуация улучшилась

Сейчас в школах области работает 25% молодёжи до 30 лет и столько же пенсионеров. Соотношение уже не критичное. Плюс ко всему в школы идут работать приезжие из других регионов.

В школу без прописки

Сейчас много обсуждают указ Московского департамента образования, запрещающий приём в школу детей без регистрации. У нас ситуация другая: откуда бы ни был ребёнок, есть у него прописка или нет — мы всё равно примем его в школу. Но конечно, родители всё равно должны будут оформить необходимые документы. Приток детей мигрантов в регион продолжается, но очень небольшой — в пределах процента. Организована подготовка этих ребят к школе. Есть проблема другого рода — их родители не ставят задачи интегрироваться в общество.

С новым учебным годом!

К своему стыду, я была на линейке у своей дочери один раз — в первом классе: не позволяет график работы в министерстве.
 
Сегодня мы с губернатором побывали на линейке в гимназии № 1 Калининграда, потом поехали на восток области, где открылся филиал кадетского корпуса в Гусеве, а затем встретили праздник со студентами в КГТУ.
 
1 сентября — важный день в жизни каждого ребёнка. Но в первую очередь это большой праздник для тех ребят, которые впервые переступают порог школы. Их в этом году в нашем регионе более 11 тысяч. И задача образования сделать так, чтобы каждый из ребят был успешен в любых начинаниях. Для остальных новый учебный год — это новые цели и вершины, новые достижения и результаты. Как писал Николай Заболоцкий, "Не позволяй душе лениться!" Именно такое наставление хочется дать нашим юным жителям региона.