09:35

Янтарная комната, Серебряная библиотека, золото Третьего рейха: куда исчезли сокровища Кёнигсберга после войны

  1. Новости
Страсти вокруг поиска знаменитой Янтарной комнаты не утихают. Но известно, что в Кёнигсберге помимо комнаты, было множество других сокровищ и драгоценностей: картины, мебель, изделия из серебра и золота, старинные книги, и множество другого добра. Куда все это пропало и есть ли надежда найти ценности? Об этом рассуждают эксперты Комсомольской правды в Калининграде.

Прятали даже золотые зубы

Андрей Пржездомский, автор книг "Секретные бункеры Кёнигсберга" и "Секретные объекты Вервольфа", член экспедиции по поиску Янтарной комнаты в 1969 году занимается этой темой много лет.

— Кёнигсберг был не только перевалочным пунктом перемещаемых нацистами ценностей, но и обладал собственным культурно-историческим и научно-техническим ресурсом. В городе находились десятки музеев, научно-исследовательских и учебных институтов, лабораторий, библиотек, архивов, финансовых учреждений. В каждом из этих объектов были сосредоточены сотни и тысячи экспонатов, фолиантов, живописных полотен, предметов декоративно-прикладного искусства, уникальных научных приборов и того, что обычно храниться в банковских сейфах, - говорит исследователь. - В годы войны эти собрания значительно пополнились трофеями, вывозимыми фашистами с оккупированных территорий Польши и Советского Союза, материальными ценностями, конфискованными у евреев, отправлявшихся на смерть в Освенцим, Майданек, Треблинку и другие концентрационные лагеря. Учитывая, что с начала войны в 1939 году до середины 1944 года Кёнигсберг, в отличие от большинства городов Германии, был самым спокойным городом, поскольку не подвергался бомбардировкам союзников (наши два налета в 1941 году не в счет), здесь сосредотачивались различные предметы нацистского грабежа из Центральной и Западной Европы - из Франции, Бенилюкса, Чехословакии... Гитлеровцам казалось, что здесь им будет надежнее переждать победоносную войну, а уж потом разобраться с ценными "находками" и распределить, что направится в лелеяный Гитлером Музей мирового искусства в австрийском Линце, что осядет в частных коллекциях нацистской верхушки, что разместиться в качестве трофеев в немецких музеях и выставках.
 
Александр Катеруша
 
Некоторые уникальные вещи прошлого удается найти и сегодня. На фото – шкатулка работы мастеров Кёнигсбергской янтарной мануфактуры.
 
А что же именно искать?

— Начнем с похищенного фашистами на советской территории, – говорит Андрей Пржездомский. - Это и экспонаты белорусских музеев (около 12 тысяч) - картины выдающихся художников, иконы русских и западноевропейских живописцев (не менее 1,7 тысяч), старинная мебель работы российских мастеров, коллекции художественного фарфора русских, китайских и западноевропейских мастеров, ковры и гобелены. Не меньшее число трофеев фашисты вывезли в Кёнигсберг с территории оккупированной Украины: свыше 1,5 тысяч экспонатов Музея русского искусства в Киеве; более тысячи живописных полотен, среди которых картины Айвазовского, Васнецова, Врубеля, Крамского, Шишкина; около 1 тысячи икон из Киево-Печорской лавры; иконы-складни, кавказские сабли и кинжалы из музеев Таганрога и т. д. А пригородные дворцы Ленинграда в Пушкине, Павловске, Гатчине! Их нацисты очистили подчистую. Тут и парковые скульптуры, десятки тысяч томов редких книг и рукописей, картины художников Шпильберга, Зегерса, Коррадо, Бессонова и многих других, французские напольные часы, хрустальные люстры, фарфоровые вазы и тысячи других экспонатов.
 
Кёнигсбергские сокровища из музеев и частных коллекций составляют также немалую часть пропавших в годы войны ценностей. Исчезла Серебряная библиотека герцога Альбрехта, значительная часть коллекции Янтарного собрания Геолого-палеонтологического института, золотые и серебряные украшения, старинная фарфоровая и фаянсовая посуда, лиможские эмали, множество скульптурных произведений и живописных полотен. А про драгоценные металлы и камни, слитки золота и платины, золотые и серебряные монеты, как, впрочем, о тысячах золотых коронок, выбитых у заключенных, живых и мертвых, говорить не приходится. Громадное их количество хранилось в сейфах и специальных подземных укрытиях.
 
из архива героя публикации
 
Зал московитов в Королевском замке. До войны здесь находился уникальный музей.
Фото: из архива героя публикации
 
Андрей Пржездомский не берет на себя ответственность заявить, что все эти сокровища спрятаны на территории нынешнего Калининграда.

- Несмотря на то, что мне довелось знакомиться с массой документов, в том числе трофейных, недоступных многим исследователям, я в них не обнаружил ни одного четкого указания на конкретное местоположение того или иного тайника, - говорит он.

Искать надо в Польше и Германии

Директор Калининградского областного историко-художественного музея Сергей Якимов считает, что после войны в Кёнигсберге мало что осталось из культурных ценностей и богатств. Так что и тратить, и расхищать было почти нечего.
- Когда Красная армия пришла, в Кёнигсберге мало что осталось, мало что лежало на поверхности. Пришли, начали распихивать по карманам? Нет, такого не было. Не было и несметных сокровищ. Да, что-то находили порой в домах и квартирах кёнигсбержцев, все же люди тут не бедные жили.

Но немцы вывозили ценности. Например, успели довезти эшелоном до Алленштайна, сегодняшнего Ольштына. И мы знаем - сегодня в Ольштынском архиве огромное количество фотографий улиц и домов Кёнигсберга. Это не пленки, а еще пластины, очень старые. Но кто нам это все вернет? Это же перемещенные ценности. Нет, пока никто ничего не отдает.

То, что осталось в Кёнигсберге, в том числе и художественные ценности, было взято на учет. Есть соответствующие докладные записки, связанные с осмотром театров, музеев и всего, что осталось тут после войны. Вот, например, зачитываю документ: "В июне 1945 года в народном банке Кёнигсберга произведено вскрытие сейфов. Нашли килограмм платины, 80 килограмм серебра, коралловые бусы". То есть ценности-то искали! Но по большому счету, не шибко нашли. Картинная галерея и музей сгорели в пожаре августа 1944 года. Тогда погибла и музейная экспозиция Канта с подлинными вещами, многие сокровища и ценности, Королевский замок, собор, весь центр города. Что было вывозить?

Да, частично немцы попрятали! Например, наши археологи нашли собрание музея "Пруссия" - около 30 тысяч единиц, но 90 процентов там были обломки. Это и монеты, и украшения… Что-то удалось восстановить и отреставрировать. Факт, что это бесценная коллекция. Многое из того, что мы нашли, было давно описано прусскими учеными и занесено в научные книги и каталоги, но считалось утраченным навсегда.

Скажу так – сегодня что-то из кёнигсбергских ценностей быстрее всплывет в Польше или Германии, чем у нас. Потому что немцы все тщательно вывозили в ящиках с промасленной бумагой: организованно и по плану. У них не было такого хаоса, как в нашей стране. Большую часть того, что хотели вывезти, они вывезли.

Многое спрятано в бункерах

Владимир Скаржинскас, коллекционер и владелец антикварного магазина в Калининграде, член российской гильдии оценщиков произведений искусства и антиквариата считает, что если в Кёнигсберге что-то из произведений искусства и погибло, то это была лишь малая часть.
 
- Большая часть предметов сохранилась. Что-то всплыло в Польше на государственном уровне и находится теперь в музеях и архивах в Варшаве и Кракове. Это та история, когда Эрих Кох (гауляйтер Восточной Пруссии – Ред.) находился на территории Польши в тюрьме. Был приговорен к смертной казни, но предложил в обмен на жизнь показать, где находятся сокровища и Янтарная комната.

Сталин сказал, что с фашистскими преступниками мы в сговор не идем и не торгуемся. А поляки "торганулись" и он им отдавал на протяжение 40 лет бункеры со спрятанными кёнигсбергскими (и не только) сокровищами. Это знаменитая Серебряная библиотека герцога Альбрехта, множество картин, кёнигсбергские архивы, орденские архивы. Могло ли это быть сегодня у нас? Могло. Но тогда была немудрая политика. Понимаю, тогда были свежие раны после войны и, может быть, на тот момент это было правильное решение.

Уверен, многие сокровища находятся здесь, спрятанные в бункерах Кёнигсберга и области. Это не сказки, а реальность, и государство об этом знает.

Много сокровищ были собраны трофейными командами и находятся в запасниках музеев в городах России. Почему их не передают нам? Это бюрократия! Просто не хотят возиться. Да и с нашей стороны рвения нет. Многие наши чиновники от культуры предпочитают спокойно сидеть в своем кресле и подписывать бумаги – это же проще.

Немало растащили наши офицеры после войны. Все это разошлось по городам России. Сегодня кенигсбергские вещи всплывают, например, в Москве. Их приносят в антикварные магазины родственники этих военных. Я так нахожу картины, работы местных ювелиров, серебряную и оловянную посуду, фарфор, бронзовые скульптуры, наградные кубки. Интересные вещи, которые возвращаются на свою родину.

Некоторые шедевры просто забыты

Борис Адамов, член правления Калининградского областного клуба краеведов говорит, что искать сокровища надо. Причем не обязательно копать землю и ворошить подземелья.

- Большое количество предметов находятся в других музеях и других местах России. Из императорской охотничьей усадьбы в Роминтене вывезли замечательную скульптуру оленя. Так он сейчас стоит в парке в Смоленске. Зачем? У нас она была уместнее. Забрать надо. По такой же схеме из Кёнигсберга в послевоенные годы вывезли много чего.

Если говорить о собраниях музея "Пруссия", то что было тогда спрятано на территории Форта №3, не сразу стало достоянием археологов. Там была воинская часть, потом в 90-е годы, после ее расформирования, оттуда потоком стали уходить раритеты. Только потом там начали работать археологи. Но нашли не все. В этом году там кто-то раскопал старинную редкую монету. Значит там еще можно найти, и в других местах тоже.

Но зачем говорить о том, что было давно. Сейчас мы многим обладаем и это разрушается, теряется. Взять хотя бы фигуру ребенка с котом на улице Коммунальной. Она как стояла разбитой, так и стоит. Ее не реставрируют и вопрос это к соответствующим службам, которые обязаны охранять памятники. А они ничего не делают, только отписки дают. За что зарплату получают? По всему городу и области гробятся памятники. Нету у нас должного отношения к поиску ценностей и к сохранению того, что имеем.

Есть вещи, которые и искать не надо, достаточно привезти. Например! Когда в 1758 году в Кёнигсберг входили русские войска, им отдали ключи от крепости Фридрихсбург. Эти ключи находятся сейчас в экспозиции Петербургского музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Но зачем они там? Ключи-то наши. Почему их не вернуть? Но для этого нужно работать, писать письма, договариваться. А никому дела нет. Время идет, и пройдут еще годы и сделать это будет еще сложнее.

А многое, просто забыто прямо в Калининграде! Во дворике корпуса БФУ на Университетской находятся несколько уникальных скульптур, в том числе скульптура немецкого поэта Вальтера фон дер Фогельвейде работы кенигсбергского скульптора Герга Фуга. Когда-то эта работа находилась в зоопарке, потом, в 90-е, ее оттуда перетащили к Кафедральному собору на остров, а оттуда она каким-то образом перекочевала во дворик университета. То есть она вообще скрыта от глаз. Почему? Работа-то замечательная, из красного гранита. Ее отреставрировать и выставить на обозрение. Это же известный скульптор, у которого в Кёнигсберге было более 30 работ, а осталось только две. Вторая – "Ревущий олень" на Московском проспекте на доме напротив "Сити".

"Бункер Ляша – это ключ"

Сергей Трифонов, известный в нашем городе историк-мистификатор считает, что в нынешнем Калининграде спрятано множество сокровищ и предметов искусства.

- Стоит сожалеть о том, что мы не видим то огромное количество вещей, которое вывезли немцы из Советского Союза. Они все, что называется, пропали. И концы в воду. Кёнигсберг был перевалочной базой с Востока на Запад, ключевое место. Сюда стекалось, сортировалось и бесследно исчезало все то, что было награблено на территории Союза. Это огромное количество картин, предметов искусства, фарфор, коллекционное, в том числе средневековое оружие, рыцарское серебро. Все то, что немцы, наступая, захватывали в музеях, и не только кстати! Частные коллекции они тоже не пропускали.

Существуют каталоги, списки этих произведений. Но нигде документально не зафиксировано – куда же делись все эти богатства. Это относится к категории наших военных потерь, как они говорили. Но такие вещи бесследно не исчезали. Что-то вытащили, и это растворилось в частных коллекциях. Но большая часть надежно пряталась у нас, в Кенигсберге. И не найдено по сей день. Все закопано и спрятано качественно.

Я настаивал и продолжаю настаивать на бункере последнего коменданта Кёнигсберга Ляша. Потому что бункер – своеобразный ключ, от него идут ходы. 1100 квадратных метров пола, под полом есть комнаты. Но как туда войти? Там же подводные реки, огромное количество воды. Затопленные ходы – одна из основных сложностей, это одна из хитрых форм укрытия ценностей. Есть система откачки воды. Но нужно знать схему, план постройки. Под полом бункера Ляша огромное количество воды, его нижняя часть притоплена. Под лестницами тоже была вода, пока мы ее не откачали насосами. Выкачали 33 кубометра воды, но вода постепенно пополняет этот резервуар снова.

Речь идет о Параденплатц (ныне – место перед корпусом БФУ на Университетской). Это магический треугольник: Королевский замок, университет, здание нацистской партии (нынешняя маслобаза) – здесь находилось главное.

Район Королевской горы малоизучен. Сейчас будут реализовывать проект "Сердце города" и нужно организовать грамотную поисковую работу. Ее нужно организовать и по закону, и по совести. Я не удивлюсь, когда там что-то обнаружат. Уверен, находки будут. Это реальность, реализованная во времени. Прошло 70 лет – это еще ни о чем не говорит. Некоторые ценности еще больше лежат в земле их находят. Когда говорят: "Все уже давно сгнило", то только для того, чтобы ничего не делать. Если для снарядов делали бронзовые и медные ящики, то какие футляры делали для произведений искусства? Была грамотная упаковка и консервация. А прятали все профессионалы.

Тот, кто ничего не делает, ничего не добьется. Нужно искать. Власть к поиску культурных ценностей прошлого всегда относилась пассивно, с иронией. Я не призываю хвататься за лопаты, а по мере возможности помогать, сформировать без огромных трат экспедицию. Люди не верят в то, что можно найти сокровища в Калининграде. Это психологическая установка. Зато когда находят, реакция другая.