Новости
24.06.2015
08:30

Первый калининградский ритейлер отмечает юбилей

Сегодня компания "Вестер" - это одна из крупнейших торговых сетей и самый первый ритейлер в Калининградском регионе. В этом году ей исполняется 25 лет! Небольшая фирма, которая начала свою историю с поставок иностранной оргтехники в Калининград, со временем превратилась в известный продуктовый бренд. О том, как живет компания сегодня и о том, какие планы у юбиляра на завтра, рассказал в интервью генеральный директор сети "Вестер", Артур Влодарчик.
 
- В этом году торговая сеть "Вестер", которую вы возглавляете вот уже два года, отмечает свой юбилей.  25 лет,на ваш взгляд, много или мало для ритейла?
 
- Если говорить про мировую практику, то есть десяток крупных торговых сетей, которые были созданы в Европе 50, 60 и более лет тому назад. В начале 2000-х они пришли в Россию и продолжают успешно развиваться. В России же появление сетевых магазинов пришлось в основном на первую половину 90-х, и сеть "Вестер" на их фоне выглядит компанией с действительно большой историей. Поэтому я придерживаюсь мнения, что 25 лет на рынке - для торговой сети это срок!
 
- Трудно ли было привыкать вам как гражданину другой страны к российскому бизнесу?  Расскажите о своем восприятии российского рынка в целом, и насколько специфичен калининградский ритейл? Он ближе к европейскому или к российскому?
 
- Несмотря на то, что российский рынок отличается высоким объемом товарооборота и попадает едва ли не в пятерку стран - лидеров, по показателям рентабельности, он еще сильно отстает. Поэтому продуктовый ритейл в России, как мне кажется, находится в середине пути. Однако с каждым годом компании все активнее идут в регионы, развиваются форматы современной торговли.
 
Оказавшись впервые в  достаточно крупных российских и украинских компаниях, мне было интересно наблюдать и за менеджментом, и за тем, как реагирует покупатель на какие-то изменения в магазинах. Что касается специфики работы в России и в Калининграде в частности, то Калининградская область – особенный регион, который во всем отличается от остальной России.  Вполне логично, что и калининградский рынок развивался немного иначе, и какие-то этапы проходил быстрее. Думаю, что появление в 90-м первой торговой сети, которой является "Вестер", без сомнения, знаковый момент для становления нового формата торговли. Равно как и появление первого супермаркета…
 
- То есть калининградский рынок, наш взгляд, ближе к европейской модели? 
 
- И да, и нет. Близость к границе с Европой сформировали у калининградского покупателя определенный вкус и на одежду, и на продукты – даже после введения эмбарго в наших магазинах более 50% товаров – импорт. При этом, на мой взгляд, менталитет калининградцев, скорее такой же, как и у большинства жителей России. 
 
- Возглавив сеть в 2013 году, Вы говорили о планах развивать формат магазинов "у дома", аргументируя перспективностью этих магазинов на мировом рынке. Каких успехов удалось достичь в этом направлении?
 
- Рынок российской розницы постепенно меняется. Сегодня торговые форматы - гипер- и супермаркеты, дискаунтеры и магазины у дома - продолжают увеличивать свою рыночную долю. И хотя доля традиционных продовольственных точек вроде открытых рынков, киосков и продовольственных магазинов "советского типа" все еще имеет место быть, мы видим готовность покупателя к переменам. Достаточно большой процент калининградцев регулярно выезжает за покупками в Польшу и в курсе ассортимента, цен и сервиса, которые доступны там. Возвращаясь назад, покупатель хочет нечто похожее найти здесь, недалеко от своего дома, поэтому наша задача предоставить ему то, что он хочет.И мы начали к этому двигаться, открывая новые магазины формата "у дома" и расширяя площади существующих.
 
- Можно ли говорить о том, что магазины "Сосед" сегодня более востребованы покупателями, чем обычные супермаркеты и универсамы сети "Вестер"? И придерживаетесь ли сегодня той стратегии, что и раньше, или у компании теперь другой курс?
 
- Думаю, не стоит сравнивать совершенно разные форматы между собой. Потому что у каждого из этих форматов есть свой покупатель, который  в зависимости от своих потребностей решает, куда отправиться за покупками. "Магазин у дома", как и дискаунтер, формирует ограниченный ассортимент товаров повседневного спроса (до пяти тысяч наименований), но по ряду сервисных услуг тяготеет к принципам работы супермаркета. Это небольшие по площади магазины, которые находятся в цокольном этаже вашего дома и в маленьких двориках.
 
Понятно, что за глобальными покупками вы, скорее всего, отправитесь в гипермаркет, но, поставив машину в гараж и обнаружив, что забыли купить батон, вы наверняка, отправитесь в "Сосед". В общем, стратегия  по развитию сети осталась та же, но по мере необходимости приходится вносить корректировки. Прежде всего, это продиктовано экономической ситуацией в стране.
 
- А как в целом сегодня "Вестер" переживает экономический кризис, который заставил часть представителей ритейла отказаться от глобальных планов. Какие планы строите вы по развитию компании?
 
- Сегодня непросто всем. Приходится быть гибким, быстро реагировать на происходящее, будь то рост курса доллара и евро или принятие новых законов.Чтобы пережить кризис с минимальными потерями, мы оптимизируем все процессы в компании: пересматриваем статьи расходов, корректируем планы по развитию компании на ближайшую перспективу. Если говорить про новые площади, то в 2015 году у нас запланировано открытие одного объекта площадью более 1000 квадратных метров. Также мы продолжаем выполнять намеченные реконструкции и масштабное расширение площадей – один из существующих объектов, имеющий площадь порядка 1, 5 тысяч квадратов до конца года должен вырасти до 4000 квадратных метров.
 
- Предыдущий год для большинства российских компаний был не из легких. В августе "Вестер" вместе со всеми ощутил на себе первые последствия эмбарго, затем был "черный" декабрь и туманные перспективы на будущее. Однако вы, несмотря на все происходящее, принимаете  беспрецедентные меры – замораживаете цены на социально значимые продукты сразу на два месяца! Параллельно запускаете акцию с фиксированной наценкой более чем на 200 товаров чуть ли не на год! Что подвигло вас на такие действия?
 
- Это действительно так. Прежде всего, хочется напомнить, что "Вестер" является калининградской компанией, и даже в непростое время мы осознаем нашу социальную ответственность перед жителями области. Мы отвечаем за то, чтобы ассортимент магазинов был достойным, и мы несем ответственность за адекватное ценообразование в наших магазинах, поэтому делаем все необходимое для удержания роста цен.И все эти меры были оправданы. 
 
- Компания "Вестер" достаточно активно занимается благотворительностью и реализует самостоятельные социальные проекты. Но сегодня все больше представителей бизнеса открыто заявляют о сокращении средств, выделенных на эти цели. Для вас благотворительность и социальная деятельность все также остается в приоритете?
 
- Так сложилось, что на протяжении всего своего существования торговая сеть "Вестер" уделяет большое внимание благотворительности и адресной помощи. Только за прошлый год на реализацию наших социальных проектов, акций и благотворительных мероприятий было выделено около 18 миллионов рублей. Самое важное: мы видим, что делаем нужные и полезные для горожан вещи. Что каждый праздник, организованный компанией "Вестер" становится запоминающимся и ожидаемым событием. Благотворительность может иметь разные формы, гораздо важнее, чтобы эта помощь была нужной и заметной, такой, как благотворительная программа "Вестер - школам!", или проект "Безопасные каникулы", или образовательные экскурсии для детей, которые стали для нас традицией. Даже в кризис можно найти возможность делать что-то хорошее для окружающих, а желание у нас есть!
 
- Когда-то компания "Вестер" начинала с небольшого магазинчика, расположенного на улице 9 Апреля. Сегодня же это торговая сеть с именем и тридцатью многоформатными магазинами в Калининграде и области. Расскажите, чем сегодня "Вестер" отличается от других представителей калининградского ритейла?
 
 - Наше главное отличие заключается в  том, что мы первая местная торговая сеть. Когда-то "Вестер" подарил горожанам первый супермаркет в области, затем первый мультиформатный магазин, где можно было приобрести и продукты питания, и одежду, и товары обихода.  После мы одни из первых начали развивать собственное производство – сегодня это восемь самостоятельных цехов в городе и области. При этом мы всегда остаемся гибкими и динамичными, меняемся вместе с образом жизни людей, подстраиваясь под спрос покупателя. Мы всегда находимся  в поиске решений, которые помогают повысить уровень комфорта наших магазинов – это отличало "Вестер" всегда. Мы продолжаем расширять и совершенствовать торговые площадки, на которых работаем, доводить их до уровня современных требований. Мы работаем для людей – и это главное. И меняемся максимально быстро, чтобы иметь возможность предложить своим покупателям самое лучшее.
 
 - А какие требования у сети "Вестер" сегодня? Насколько высоки стандарты качества продукции и услуг?
 
 - Вопрос качества продукции и услуг всегда стоял для сети "Вестер" на первом месте. Как я уже говорил, мы любим своих покупателей и хотим им предлагать только лучшее. Если же говорить языком бизнеса – только тот игрок на рынке, который может предложить лучшее, будь то продукт, услуга, новшества, будет первым. А "Вестер", безусловно, в списке лидеров.
 
Мы работаем только с лучшими поставщиками продукции, целое направление нашей сети занимается постоянным поиском новых поставщиков - и российских и иностранных - с тем, чтобы иметь возможность предложить покупателю лучший продукт по лучшей цене.
 
Преданность покупателя невозможно купить, часто он капризен, но неизменно  искренен, и, поверьте, ничто не заставит его вернуться в магазин, где ему не нравится.
 
на правах рекламы