17:04

Извоз на износ

  1. Новости
В минувшую пятницу в Калининграде на улице Киевской упал с обрыва и перевернулся пассажирский автобус №36. Авария произошла в час пик, в районе 18 часов. По данным пресс-службы регионального управления МВД, в автобусе находилось около 20 пассажиров и только по счастливой случайности никто не погиб. Городские власти сразу после ДТП выдали версию о том, что у водителя произошел микроинсульт. Сами водители рейсовых автобусов говорят, что такие аварии не прекратятся – им приходится работать по 17 часов в сутки, из-за таких нагрузок водители засыпают за рулем и даже теряют сознание.
 
"На третий день работы уже мало соображаешь"
 
Наталья Иванова (имя изменено) шесть лет проработала кондуктором на одном рейсе с мужем-водителем. Два года назад семейная пара решила сменить сферу деятельности: не выдержали графика – чтобы получить нормальные деньги, необходимо было работать по 17 часов в день. Зарплата напрямую зависит от количества отработанных часов и перевезенных пассажиров.
 
"График работы у нас был такой: два через два или трое через сутки – три дня на рейсе и один день отдыхали, - рассказала Наталья корреспонденту "Клопс.Ru" - С учетом того, что рабочий день начинался в 5.30, а заканчивался ближе к полуночи, на третий день вообще мало что соображаешь". При графике работы "два через два" суммарный доход Натальи и ее мужа был около 30 тысяч рублей.
 
По словам экс-кондуктора, в этом и кроется основная причина переработки. Усталые водители за рулем рейсовых автобусов, по словам Натальи, мало интересуют руководителей предприятий. Перед рейсами водители проходят обязательный медицинский осмотр – без него на линию не выпустят. Однако, по словам женщины, у них на предприятии врачей волновало лишь одно - трезв водитель или нет.
 
"Нет запаха алкоголя и признаков опьянения – это главное условие, – вспоминает Наталья. – А недосып… Кофе попьет и все. Главное, чтобы не был пьян. Бывало, что и плохо становилось: теряли сознание, случался инфаркт. Пассажирам просто объявляли, что автобус сломался, и их пересаживали в другой".
 
Выгодно всем?
 
Руководители автотранспортных предприятий (тоже на условиях анонимности) подтверждают слова своих работников – водители городского транспорта на самом деле работают сверх всяких графиков. Обычно это происходит с молчаливого согласия начальства – люди работают в две смены, то есть получают от предприятия сразу два путевых листа.
 
"Если водитель попадется сотруднику ГИБДД утром, то показывает первый путевой лист, если вечером, то второй, и, якобы, он не нарушает правила перевозки", - рассказал "Клопс.Ru" представитель одного из автопредприятий города. 
 
По словам местного правозащитника Георгия Румянцева, такая схема выгодна и работникам, и работодателям – сотрудник получает дополнительный заработок, а начальники не теряют кадры. Заставлять же людей работать по графику предпринимателям просто не выгодно – доплата одному человеку обходится дешевле, чем найм еще одного водителя.   
 
Помогли бы тахографы
 
В некоммерческой организации "Калининградский региональный транспорт" ("КРТ") уверены – проблему переработок и засыпающих за рулем водителей могли бы решить тахографы – устройства, регистрирующие режима труда и отдыха водителей автобусов.
 
Согласно постановлению Правительства России, этими механизмами в обязательном порядке оснащаются все междугородные и международные пассажирские автобусы. Именно эти приборы "не позволяют" водителям перерабатывать и нарушать нормальный график труда – не более 9 часов за рулем. Городские транспортники тоже имеют право использовать тахографы, но по закону не обязаны – поэтому и не делают.
 
"Приборы фиксируют рабочий день каждого водителя, – говорит руководитель "КРТ" Владимир Гренц. – Это легко потом проверяется транспортной инспекцией, поэтому нет смысла что-то скрывать".
 
По словам экспертов, в Европе повсеместное применение тахографов в общественном транспорте привело к 10-процентному сокращению количества ДТП. В России же ситуация должна измениться лишь с января 2015 года, когда устанавливать тахографы обяжут все без исключения автобусы.
 
Предприятие могут лишить лицензии
 
В региональном управлении Госавтонадзора по Калининградской области сообщили, что в понедельник на предприятии "ПАП", которому принадлежит автобус №36, совместно с прокуратурой началась проверка. По её итогам состоится суд, где определится наказание – штраф или лишение лицензии.
 
Сейчас сам автобус изъят, как вещественное доказательство, и находится на спецстоянке полиции на проспекте Победы. В компании не исключили, что он может вернуться на линию в будущем.
 
В то же время в самой компании "ПАП" обвинения в нарушении режима работы водителей отрицают. В фирме говорят, что водитель, который потерял управление автобусом на ул.Киевской, в пятницу вышел на линию в 14:00, то есть во вторую смену. До этого, утром, он не работал. Не комментируют в "ПАПе" пока и заявление городской администрации о том, что у водителя за несколько секунд до аварии произошел микроинсульт. 
 
Стоит отметить, что автобусы предприятия "ПАП" не столь часто попадают в ДТП, однако, если это происходит, то случаи становятся резонансными. В частности, в октябре прошлого года автобус №36 на ул.Комсомольской вылетел с проезжей части и протаранил на обочине "Ниссан Кашкай". Тогда водитель объяснил аварию внезапно появившейся пассажиркой, которая заслонила ему обзор. 
 
Другой случай произошел с участием автобуса этой компании в начале года. Тогда автобус наехал на пешехода. По результатам проверки ГИБДД, виновником аварии был признан пешеход. 
 
А в начале августа на улице Киевской в Калининграде неизвестные мужчина и женщина напали с ножом на кондуктора и водителя городского автобуса №11, принадлежащего предприятию "ПАП". Спустя сутки после инцидента водитель и кондуктор вернулись на работу. Как рассказывал сам водитель в разговоре с корреспондентом "Клопс.Ru", вышел для того, чтобы "кормить семью".