10:30

Таможенные барьеры в регионе принесли ущерб бюджету в 280 млн. рублей

  1. Новости

На прошлой неделе в областной Думе состоялись депутатские слушания, которые вскрыли вопиющие случаи произвола в отношении граждан и бизнеса при пересечении границы.

В результате народным избранникам при голосовании не хватило одного голоса, чтобы начать специальное депутатское расследование. Однако принятое обращение к губернатору Калининградской области Георгию Боосу и в правительство РФ можно считать "черной меткой" в адрес местных "верещагиных".

Закон или камень преткновения?

Для начала речь идет о переподчинении регионального таможенного управления непосредственно Федеральной таможенной службе РФ в Москве. Сейчас наши таможенники замыкаются на Северо-Западное таможенное управление в Санкт-Петербурге. Позже могут последовать (и почти наверняка последуют) и кадровые санкции.

Казалось бы, какие могут быть претензии к таможне, которая лишь исполняет законы, принятые в Москве на уровне Госдумы и Правительства РФ? Оказывается, федеральный закон по пути из столицы в янтарный край обрастает массой подзаконных актов, которые изобретают ретивые чиновники. И здравая идея в итоге становится камнем преткновения для регионального бизнеса. Спрашивается: неужели Москва заставляет сутками держать на границе граждан и бизнесменов? Министр экономики Калининградской области Александра Смирнова рассказала, что, по результатам анонимного анкетирования руководителей местных предприятий, выяснилась удивительная вещь: "Главным источником административного давления на территории региона 36,4% предпринимателей назвали областную таможню. На втором месте с большим отрывом налоговики — 30,6%. Остальные ведомства не набрали и 8 штрафных пунктов".

Минус инвесторы

Но проценты — вещь абстрактная. Куда серьёзнее финансовые потери, понесённые областным бюджетом. Один из руководителей калининградской Торгово-промышленной палаты Дмитрий Чемакин оценивает этот ущерб примерно в 280 млн руб. Но некоторые аналитики считают, что этот урон гораздо выше, ведь именно таможенные барьеры отвадили многих потенциальных резидентов калининградской Особой экономической зоны, готовых вложить в нашу экономику сотни миллионов рублей. Дело в том, что себестоимость любых товаров, выпущенных на территории области, на 20% выше, чем в других регионах России. В итоге, по данным областной службы занятости, мы недосчитались более 12 тыс. рабочих мест. Всего безработица в регионе — 16 тысяч. Не случайно сегодня предприниматели с ностальгией вспоминают 90-е годы, когда калининградской таможней руководил Игорь Краснянский. В тот период таможенные законы были несравненно строже, но таможенникам удавалось работать, не создавая помех экономике области.