11:52

«Мой Telegram взломали и выманили у контактов деньги»: кто должен возвращать украденное

  1. Калининград
«Мой Telegram взломали и выманили у контактов деньги»: кто должен возвращать украденное - Новости Калининграда

Взлом аккаунта в социальных сетях или мессенджерах с просьбой к друзьям из телефонной книги выслать деньги — распространённый вид мошенничества. Несмотря на огромное количество информации о подобных схемах обмана, жертвами афер становятся тысячи россиян. Можно ли требовать с владельца взломанного аккаунта компенсацию в случае перевода денег мошенникам, разобрались эксперты Регионального центра финансовой грамотности.

Если человек поверил рассылке от мошенников через взломанный аккаунт и перевёл деньги, получить компенсацию с владельца аккаунта, который по факту не совершал никаких противоправных действий, вряд ли получится. По факту отправленные мошеннику деньги похитили из-за действий афериста и неосмотрительности жертвы: средства были добровольно переведены на счёт третьего лица (злоумышленника), а реальность запроса денег не проверили.

Но никто не ограничивает возможность потерпевшей стороны обратится в суд для взыскания похищенных средств с владельца аккаунта. В этом случае последнему придётся доказывать, что аккаунт в мессенджере был взломан.

Можно ли уберечь аккаунт от взлома?

Абсолютной гарантии от взлома дать никто не может, однако меры личной финансовой безопасности стоит предпринять. Для этого нужно установить пин-код при входе, настроить двухшаговую проверку в настройках приложения и помнить о необходимости использования лицензионных антивирусных программ. Лучше потерпеть небольшие неудобства в связи с необходимостью ввода пароля двухшаговой проверки, чем повысить риск быть невольным автором мошеннической рассылки.

Может ли обманутый вернуть деньги?

В случае подобного перевода вернуть деньги потерпевшей стороне в большинстве случаев сложно, но попытаться стоит. Для этого необходимо как можно скорее обратиться в банк с заявлением об ошибочном переводе, а также в полицию и зафиксировать факт совершенного мошенничества.  Скорость транзакций в настоящее время почти мгновенная, но всегда есть шанс, что перевод задержится из-за технического сбоя или срабатывания антифрод-системы (в этом случае нередко банк просит клиента подтвердить транзакцию, отправить перевод заново), поэтому всегда нужно обращаться в банк незамедлительно.

Счета, на которые поступают деньги потерпевших, чаще всего подставные (оформлены на людей, открывших карточные счета за вознаграждение — дроппов). Даже если организатора или конечного получателя средств установить не удастся, есть шанс вернуть похищенные деньги в гражданском процессе — как полученные владельцем счёта в качестве неосновательного обогащения.

Правила финансовой безопасности!

Чтобы не лишиться своих накоплений, не следует торопиться. В сообщениях со взломанного аккаунта могут быть объяснения, что человек сейчас не может говорить, но слёзно просит помочь. В важных финансовых вопросах не нужно полагаться только на текст сообщения (даже голосовые сейчас возможно подделать). Обязательно предварительно свяжитесь с тем, кто просит деньги, лично. Обращайте внимание на мелочи: орфографию, нетипичную для отправителя стилистику, речевые обороты, размер суммы и её обоснование. Промедление поможет с холодной головой оценить ситуацию и выяснить реальность происходящего, и тем самым вы убережёте себя от мошеннических действий.

Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по телефону горячей линии по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8 800 555-85-39 или на сайте fingram39.ru.