«А вы что не знали, что покупаете?»
Екатерина Кузьмина вместе с мужем приобрели квартиру в доме №37 на улице Серпуховской — в здании бывшего общежития — в 2022 году. Выкупить решили всё крыло — пять просторных комнат с широкой кухней. Когда Кузьмины закончили ремонт и въехали в квартиру, оказалось, что жить там невозможно — дом рассыпается на глазах. Почему рушится бывшее общежитие, кто виноват и что делать — выяснял «Клопс».
Ещё при покупке, по словам Екатерины, состояние дома не вызывало опасений.
«Фасад дома не был разрушен, ничего критического не заметили, хотя понимали, что постройка не новая. Для нас было важно состояние квартиры», — пояснила Екатерина.
В ноябре 2023 года с первыми дождями из-за прохудившейся кровли затопило балкон и спальню.
«Мы вызвали специалиста из управляющей компании. Они прочистили кровлю, сказали, что ремонтом смогут заняться только весной. А нам что до весны делать? Специалист нам ответила: "А вы не знали, что покупаете?"» — вспоминает Екатерина.
По словам женщины, перед Новым годом с фасада дома начали сыпаться кирпичи. Управляющая компания огородила небезопасную территорию забором.
«А ходить-то как? Никогда не знаешь, когда и в какое место этот кирпич упадёт. Мы не понимаем, что нам делать. Не можем представить себе, что будет дальше, ведь только заехали — и сразу такие проблемы»,— жалуется Екатерина.
«Тошнит от собственного дома»
Старожилы же говорят, что разрушаться здание начало не в прошлом году, а намного раньше. Наталья Т. жила на Серпуховской 30 лет. Со времён общежития женщина помнит дом как уютный и чистый. По словам женщины, проблемы с канализацией, кровлей и подъездами начались после того, как общежитие стало многоквартирным домом. Именно тогда им и занялась управляющая компания.
«Посыпалось всё: штукатурка в подъездах, проблемы с водоснабжением и кровля дома. Кирпичи начали падать давно. Жить стало невозможно, как только подхожу к подъезду — сразу тошнит от собственного дома, поэтому залезла в ипотеку и переехала. Комнату теперь сдаю. Люди живут в центре города, но платят только за коммунальные услуги, потому что состояние дома ужасное», — рассказала Наталья.
Здание на Серпуховской 37-41 построили в 1965 году, оно получило статус общежития. Больше 20 лет назад здание приобрело статус многоквартирного дома. В июне 2003 года была приватизирована первая комната. Сегодня, по официальным данным, в доме 35 жилых и 1 нежилое помещение.
«Клопс» связался с управляющей компанией дома на Серпуховской. Специалисты сообщили, что передали проблему в Фонд капитального ремонта, так как вопрос благоустройства здания требует кардинальных мер. Баланс дома на Серпуховской — 1 миллион 200 тыс. рублей. Специалисты Фонда капремонта оценили решение проблемы в 5 миллионов.
«В приоритетном порядке мы ремонтируем дома довоенной постройки до 1945 года за счёт взносов в капремонт. Дом на Серпуховской 37-41 был построен в 1965 году, вследствие чего ремонт ранее 2026-2027 гг. не представляется возможным», — объяснила Виктория Ворошилова, специалист по связям с общественностью Фонда капитального ремонта Калининградской области.
В Фонде отметили, что на такой срок повлиял процент сбора взносов жильцов — 80%. Средняя собираемость по региону составляет 92%.
«Несмотря на это, провели мониторинг технического состояния дома, в настоящее время рассчитываем стоимость ремонта крыши и фасада. После этого мы направим сведения в бюджетную комиссию при правительстве Калининградской области для привлечения средств областного бюджета для ремонта в 2024-2025 гг. Итоги комиссии станут известны весной»,— объяснила Виктория Ворошилова.
«Официальные данные о 40% износа уже устарели»
Общий износ дома на январь 2017 года — 40%. «Клопс» пообщался с Ольгой Аринцевой, членом комиссии по территориальному развитию Общественной палаты Калининградской области, и узнал, почему дом на Серпуховской начал «умирать» уже давно.
«Раньше жильцы, ещё не собственники, платили условно только за газ и свет. Остальное, включая зарплату работников, плановые текущие и капитальные ремонты, уборку и вывоз мусора, бюджетировало государство. Как только общежитие приобрело статус многоквартирного дома, платежи собственников стали единственным источником содержания», — объяснила эксперт.
Аринцева советует провести оценку реального состояния дома. Сделать это могут только собственники, так как именно они — владельцы комнат и квартир.
«Официальные данные о 40% износа уже устарели. Фасад дома по состоянию требует капремонта. По итогам, путей — два. Если износ выше 60%, можно говорить о признании здания аварийным со всеми вытекающими. Если ниже 60% — стоит подумать о капитальном ремонте», — объяснила эксперт.
Ранее «Клопс» писал о пятиэтажке в центре Калининграда, которая превратилась в трущобу.