1. Калининград
Калининградские астрономы заглянули в соседнюю галактику и засняли ярчайшую вспышку сверхновой звезды - Новости Калининграда | Фото: пресс-служба БФУ им. Канта
Фото: пресс-служба БФУ им. Канта

Калининградские астрономы смогли заснять редкое явление — вспышку сверхновой звезды в соседней галактике. Об этом рассказали в пресс-службе БФУ им. Канта во вторник, 23 мая.

Звезда, которая резко увеличила свою яркость, получила имя SN 2023ixf. Возмутитель космического спокойствия находится в галактике М101, которую из-за выраженной спиралевидной формы называют «Вертушка».

«Столь яркая вспышка сверхновой, которую мы наблюдаем вот уже несколько дней, происходит в результате коллапса звезды — процесса взрывообразного разрушения её структуры. В результате выделяется чудовищная энергия, после чего мы и наблюдаем ярчайшую вспышку, сравнимую с сиянием миллиардов звёзд», — рассказал руководитель Астрономического сообщества университета Алексей Байгашов.

На представленном снимке, состоящем из десятков кадров с астрономической камеры, хорошо видна яркая точка на краю спирального диска M101. Несмотря на свои крошечные размеры, она сияет ярче ядра галактики, которую по своим размерам можно сопоставить с Млечным Путём.

Учёные считают, что им очень повезло. Вспышки сверхновых звёзд происходят часто, но так близко от Земли это уже редкость.

«Галактика М101 расположена на расстоянии около 20 миллионов световых лет от Млечного Пути, что по космическим масштабам практически рядом — она входит в Сверхскопление Девы, к которому относится и наша Галактика. Вспышки сверхновых в окрестностях Млечного Пути случаются довольно редко — прошлый раз на сопоставимом расстоянии взорвалась сверхновая SN 2014J, обнаруженная в январе 2014», — отметил специалист.

В феврале 2023 года астрономы обнаружили ещё 12 спутников Юпитера. Вокруг планеты-гиганта вращаются в общей сложности 92 луны.