Интервью
Автор: Анастасия Кондратьева
13.07.2015
15:40

Если женщина счастлива, то общество счастливо в целом

На днях в Калининграде прошла конференция по развитию женского предпринимательства «Женщины в бизнесе. Энергия созидания». В качестве организатора вновь выступили Ассоциация женщин-лидеров бизнеса "Комитет двадцати" и ее региональный партнер - компания "Технологии управления "К.Р.У.Г.", первый такой форум состоялся в декабре. Исполнительный директор "Комитета 20" Елена Федяшина рассказала, почему женское предпринимательство поддерживают во всем мире и как управиться с работой и семьей.
 
- Хотела бы вас попросить в первую очередь рассказать о комитете, который вы возглавляете, кто туда входит, какие функции у него.
 
- "Комитет 20" зарегистрирован в 2002 году, а история нашего знакомства началась еще раньше. Идея заключается в том, чтобы женщины, возглавляющие крупные предприятия, имели площадку для общения. У мужчин достаточно много таких площадок, у них есть формальное и неформальное общение.
 
- А туда не пускают женщин?
 
- Вы знаете, это очень специфические площадки. Мы часто слышим, что какие-то сделки заключаются в бане, на охоте и так далее. А наши дамы организовали первый российско-американский саммит женщин-лидеров бизнеса, когда к нам приехали коллеги из США и других стран, которые имели очень слабое представление о том, что в России есть успешные, состоявшиеся женщины. Мы провели в Москве конференцию, иностранцы были потрясены. А когда уезжали, говорили о том, что мы - та страна, с которой они хотели бы сотрудничать. Наши дамы после этого форума решили объединиться в организацию, которая существует по факту более 15 лет. Это совершенно уникальная площадка, когда за одним столом собираются женщины, которые руководят коллективами, например, в три тысячи человек.
 
- Почему "Комитет 20"?
 
- По числу учредителей. Комитет решает внутренние и внешние задачи. С одной стороны, это клуб общения, взаимной поддержки и помощи. А с другой, наша миссия - это поддержка женщин в бизнесе, и мы хотим добиться признания роли женщины и ее вклада в экономику страны. Поэтому мы проводим мероприятия, которые помогают женщинам объединяться, делиться опытом. Женщинам надо знать, что можно добиться успеха, несмотря на то, что существует очень много негативных стереотипов. Мы стараемся опровергать эти мифы.
 
- Елена, а зачем вообще разделять предпринимательство на мужское и женское?
 
- Вот сегодня в Калининграде я вновь обращусь к залу и спрошу: "Существует ли женское предпринимательство как явление или мужчины и женщины сталкиваются с одними и теми же проблемами?". Большинство женской аудитории поднимают руки и говорят: да, существует женское предпринимательство.
 
Я не люблю слово "проблемы", но те барьеры, которые женщине нужно преодолевать, они значительнее, потому что на женщину возлагаются еще и функции матери и хранительницы очага, она несет двойную нагрузку. Во всем мире, кстати, этот вопрос уже давно не задают. В некоторых странах доказано, что если женщин более активно задействовать в экономике и использовать их лидерский потенциал, то это может способствовать росту ВВП. Например, в США и Японии на 3-4% к 2020 году, это очень большая цифра.
 
- Как это можно объяснить?
 
- Во-первых, женщины активно участвуют в создании национального богатства, в некоторых странах они создают до 50% ВВП. Во-вторых, у женщин большая покупательная способность, она в три раза превышает мужскую, женщина – это ключевой клиент. Кроме того, 70-80% всех покупательских решений принимается женщинами.
 
- То есть, условно говоря, нужно дать женщинам возможность заработать себе на шопинг.
 
- Безусловно. Кроме того, когда женщина состоятельна, когда она занимается любимым делом и может помочь материально своей семье, то создается более гармоничная среда для всего общества. Женщина, и это опять же доказано, более социально ответственна, добившись успеха в бизнесе, она обязательно обращает внимание на какие-то социальные проблемы и старается помогать обществу решать их.
 
Женщина часто строит отношения в бизнесе, как и в семье. И вообще, мне кажется, что если женщина счастлива, то общество счастливо в целом.
 
- Вы достаточно много ездите по регионам. В какой стадии развития находится там женское предпринимательство?
 
- Оказалось, что точного числа женщин в предпринимательстве никто не знает. По разным оценкам это более 40% малых и средних предприятий, их владельцами являются женщины. Как правило, они хорошо образованы, и у них есть всегда потребность учиться. Сейчас мы развиваем очень активно программу менторинга, или наставничества. Часто не надо ехать в другой регион или искать поддержки наверху, чтобы найти ответы на свои вопросы. Я провожу мастер-классы по наставничеству, и женщины в перерыве подходят: "Вот у меня такая проблема, такой вопрос". Я говорю: "Я вам обещаю, что здесь, в аудитории, присутствуют как минимум пять человек, которые смогут вам ответить".
 
Наставничество - это дорога в оба конца, неизвестно, кто от этого больше получает. Ментор много отдает, делится своим опытом. Но иногда оказывается, что его подопечные тоже обладают какими-то знаниями, опытом, то есть они взаимно обогащают друг друга. Знаете, у преподавателей есть такая шутка: пока объяснял, сам понял, о чем говорил.
 
- Я знаю, что в Калуге какая-то феноменальная ситуация с женским предпринимательством, и есть очень интересные истории.
 
- Да, в Калуге хорошо развито предпринимательство, и в частности женское. А вот моя любимая история.
 
Есть в Калуге такая женщина, Светлана Преображенская, она фермер. Она родилась в Москве, закончила там институт, жила прекрасно. А потом случайно где-то в парке встретила деревенского парня из Калужской области, влюбилась, бросила все абсолютно в Москве и уехала в калужскую деревню - заброшенную, умирающую, где большинство населения либо пили, либо уезжали на заработки в другие регионы.
 
Светлана сказала: "Нет, так жить нельзя". И стала искать возможность , где бы поучиться, а таких возможностей очень много, просто надо их знать и искать. Добилась, что ее отправили на стажировку в Швейцарию на три месяца учиться фермерскому искусству и производству молочной продукции. Ее это настолько вдохновило, что она приехала и сказала мужу: "Все, давай будем фермерами". Они начинали с одной коровы и с маленького разрушенного здания. Собрали местных и сказали: если вы хотите зарабатывать, иметь постоянную работу, мы ее сможем предоставить, одно только условие - не пить.
 
С тех прошло много лет. Они в разы увеличили число коров, начали закупать высокотехнологичное оборудование и сейчас занимаются производством молочных продуктов, экологически чистых, и мы были на этой ферме, то есть это не сказка какая-то. Сейчас у них работает 60 человек на молочном производстве, длинный коридор занят дипломами и медалями.
 
Светлана никогда не уставала учиться, она говорит: чтобы вести грамотный бизнес, нужно обладать гораздо большими знаниями, поэтому закончила еще юридический институт, потом выучилась на бухгалтера, то есть у нее три высших образования. У мужа не было образования, он вдохновился примером жены, тоже учился. Сейчас они очень активно работают с местным населением. Есть у бабушки коза, есть излишки молока - она приносит на их молочное хозяйство, где есть своя лаборатория. Сейчас в свете импортозамещения они очень оказались в струе, изумительное производство, совершенно волшебное. Так что любовь и энергия женщины могут все.
 
- Да, это история о том, как любовь открыла какие-то новые двери человеку в жизни. А бывает ли наоборот, когда женщина, став успешной в своем бизнесе, становится успешной в личной жизни? Есть какая-то взаимосвязь? Ведь все женщины хотят, наверно, не столько зарабатывать деньги, сколько быть просто счастливыми.
 
- Вы совершенно правы. В 90-е годы женщины были вынуждены пойти в бизнес, потому что надо было как-то поддерживать свою семью, кормить, отсюда и челноки. Сейчас мы провели исследования и оказалось, что больше 75% женщин приходит в бизнес для самореализации. Они реализуют свои давние мечты. На втором месте стоит стремление к финансовой независимости. Мы понимаем, что если женщина самореализуется, она спокойнее и позитивнее смотрит на мир в целом.
 
- Однако многие мужья начинают ревновать своих жен к успеху.
 
- Конечно. И здесь от женщины требуется большая доля мужества и мудрости.
 
Недавно проходила конференция, и там спрашивали женщин, занимающих очень высокие позиции, как они справляются. Они отвечали: "Надо научиться приходить домой и выключать начальника, полностью менять тон".
 
С другой стороны, эти женщины хорошо знают, как идут бизнес-процессы. А бизнес - это маленькая модель мира, и семья - это маленькая модель мира. И многие называют свою семейную жизнь еще одним проектом. Чтобы бизнес был успешен, надо следовать определенным правилам, и женщина отдает себе отчет, что здесь либо ее семья поддерживает, либо у нее нет семьи. Конечно, идеально, когда муж и жена работают в тандеме. Когда у них общая цель, общие идеи и, может быть, общий бизнес, и они грамотно распределили роли, то этот бизнес обречен на успех. Замечательно, когда муж и жена являются соратниками.
 
Я знаю многих женщин, мужья которых не выдерживали их успеха, но потом им удавалось найти человека, который их понимает, поддерживает. Ну или первый муж возвращался.
 
- Одумавшись.
 
- Да. Это от мужчины тоже требует определенной мудрости. Умный мужчина - тот, кто может увидеть возможности во всем и их реализовать. И если у его женщины больше лидерский потенциал, то почему бы ее не поддержать, потому что это в конечном итоге будет работать на благо всей семьи.
 
- История Кати и Гоши из "Москва слезам не верит", на ваш взгляд, обречена на провал? По-моему, там шансов не было, потому что собственное эго Гоша не победит никогда.
 
- И здесь женщине надо быть мудрой, если ей этот человек дорог. Другое дело, если у него глубокий комплекс, это сложный вопрос.
 
- Поэтому они и закончили на этом фильм, иначе запутались бы окончательно. Я хотела вот еще о чем спросить. Дети, которые для любой женщины все-таки главное в жизни, как в условиях жесткого бизнеса и вечной конкурентной борьбы все-таки не оставить их без своего внимания? У многих бывает только один выходной, и то постоянные звонки, и голова занята чем-то. Есть примеры, когда женщина успевает все? И дети счастливы, присмотрены и не чувствуют себя одинокими?
 
- Безусловно, таких примеров очень много.
 
- А я знаю много других.
 
- Я понимаю, да. Есть замечательная женщина, Надия Черкасова, она вице-президент банка ВТБ-24 и сейчас возглавила комитет по поддержке женского предпринимательства в "Опоре России". У нее трое детей. Когда она пришла в новую компанию на работу, сразу сказала: "Я знаю, что вы работаете по 24 часа семь дней в неделю. Но я не могу, у меня дети, поэтому в субботу и воскресенье я не работаю". Она была уже достаточно ценным сотрудником, и ей пошли навстречу. У Надии есть дни семьи, когда она полностью посвящает себя детям.
 
Есть традиции, и что бы ни случилось, женщины–предприниматели стараются им следовать.
 
Второе. Очень многие женщины страдают комплексом вины перед своими детьми, им кажется, что они мало ими занимаются. Важно не количество времени общения с ребенком, а качество. Можно быть целый день с ребенком дома и перекинуться с ним несколькими словами, он занят чем-то своим, своим тетрисом, играми компьютерными, а мама занимается своими делами. Поэтому лучше провести пару часов с ребенком, но это будет именно качественное общение и ребенок это ценит гораздо больше, чем просто присутствие.
 
И третье: есть такая практика, когда мама еще на ранних этапах приводит своего ребенка в свой бизнес. Во многих компаниях сложилась новая тенденция – устраивать день семьи, когда мамы показывают детям, где они работают и, может быть, детей даже привлекают в помощники. Могу привести и свой пример. У меня масса энергии и очень много сделано крупных проектов. Старшую дочь я довольно рано я стала привлекать к своим проектам. Сейчас она уже взрослый человек и говорит, что научилась правилам ведения дел, отношению к документам, к людям именно в те ранние свои годы.
0