14:20

Биолог-эволюционист поделился 8 советами, как детям лучше усваивать материал и хорошо учиться

  1. Подборки
Биолог-эволюционист поделился 8 советами, как детям лучше усваивать материал и хорошо учиться - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

Дети лучше усваивают новую информацию, если делиться ею в разных формах и вовремя делать паузы. Восьмёркой советов от молекулярного биолога-эволюциониста Джона Медины поделились в эфире подкаста «Chipsовости».

1. Ребёнку нужно больше движения

Помогут в этом элементарная зарядка по утрам, тренировки в спортивных секциях или простые прогулки после школы. По словам специалиста, с точки зрения эволюции человеческий мозг развивался в процессе труда и преодоления свыше 19 километров в день.

Однако современные люди ведут малоактивный образ жизни. «Как показывают исследования, физическая нагрузка стимулирует работу мозга, помогает улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать новые задачи», — ссылаются на Медину ведущие подкаста.

Важно не сделать нагрузки слишком интенсивными. Переутомление может иметь вредный эффект — познавательная способность будет падать. Золотой серединой, например, могут стать получасовые занятия аэробикой по три раза в неделю.

2. Следить за здоровым сном

Чатиться в соцсетях или делать уроки допоздна — сомнительная идея. Недостаток сна ухудшает умственную деятельность по всем параметрам: притупляет внимательность, плохо влияет на рабочую память, математические и логические способности, а также моторику. При этом негативный эффект от регулярного недосыпания только накапливается.

«Этот факт был детально исследован в научных экспериментах. В ходе одного из них время ночного отдыха ограничили шестью и менее часами. Через пять дней когнитивные способности испытуемых оказались такими же, как после двух суток без сна — снизились на 60%».

3. Сначала ключевая идея, потом детали

Мозг лучше воспринимает обобщённые концепции, а не частности, поэтому не рекомендуется начинать объяснение материала ребёнку с деталей.

4. Поддерживать интерес

Чем больше внимания мозг уделяет получасовым сигналам, тем больше кодируется и сохраняется информация, уверяет эксперт.

«На среднестатистическом уроке обучающиеся теряют интерес примерно через десять минут — учитель должен учитывать эту особенность», — через 600 секунд нужно привлечь внимание детей эмоционально-значимым стимулом, связанным с темой. Например, шуткой, рассказом на злобу дня или показательным примером.

Биолог-эволюционист поделился 8 советами, как детям лучше усваивать материал и хорошо учиться - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

5. Маленькие смысловые блоки

Как правило, детей стараются перегрузить информацией, однако времени на её обработку дают мало. 

На одну идею можно потратить десять минут: за это время надо сформулировать конкретный тезис, а затем ясно и подробно объяснить концепцию. После специалист советует использовать «ловушку» для привлечения внимания, чтобы перейти к следующей мысли.

6. Возвращаться к старому

90% информации, которую ученики изучают в классе за месяц, забывается. Продлить срок её хранения можно с помощью регулярного повторения.

«Количество повторений и интервал между ними критически важны для перехода из кратковременной памяти в долговременную», — в идеале о пройденном материале нужно вспомнить хотя бы два раза за сутки, а затем вернуться к нему через 3-4 дня. Для окончательного закрепления школьник должен возвращаться к усвоенному материалу раз в полгода.

7. Снизить уровень стресса

В современном мире он измеряется часами, днями и месяцами психоэмоциональных нагрузок. Как это работает: гормоны отравляют организм, дети теряют способность к математике и языкам, хуже обобщают и адаптируют информацию к новым сценариям.

В экстремальных условиях гормоны стресса могут даже повредить ткани головного мозга. Исследователи говорят, что регулярно наблюдающие за перебранками родителей дети, например, учатся хуже.

8. Мультисенсорная среда

Как это? Если хотите, чтобы ребёнок лучше усваивал темы, проговаривайте новую информацию вместе с визуальным сопровождением. Верх мастерства: во время занятий попробуйте также задействовать тактильные, обонятельные и вкусовые каналы.