11:26

Одиночество — мизантропия или добродетель?

  1. Новости
Человек — существо социальное. Процесс объединения в группы на ранних этапах человеческого развития был важен в первую очередь для выживания. Первобытные люди консолидировались в племена, чтобы совместно добывать пищу и огонь, строить хижины и защищаться от врагов, которые, кстати, тоже объединялись в группы.
 
С развитием науки и общества люди научились строить пароходы, конструировать летательные аппараты и исследовать космос. И в одиночку всё это им тоже вряд ли бы удалось. С самого раннего детства различные социальные институты, будь то школа, детский сад, семья, кружки по интересам, учили нас как вести себя в обществе, быть вежливыми, тактичными, как дружить, мириться, делиться, выражать свою точку зрения, как считать, читать, писать и т. д. То есть учили средствам коммуникации и взаимодействия с людьми.
 
Для человека, живущего не в джунглях, важно уметь выстраивать отношения с другими, знать законы и не нарушать их. Это логично. Иначе бы каждый делал то, что ему вздумается (я говорю сейчас не о свободе, а о вседозволенности), и ничего хорошего из нашего совместного существования не вышло бы. В конце концов всегда есть те, кого нужно наказать за воровство, хамство или даже убийство.
 
Но поговорим о свободе. В последнее время тема свободы стала мейнстримом. График работы становится плавающим, путешествия — доступнее, браки недолговечнее. Человек понял, что он вправе сам выбирать как ему жить, с кем жить и где работать. Крепостное право отменили давно, обязательную отработку в несколько лет в деревенской глуши после окончания учебного заведения — тоже (хотя разговоры о том, чтобы вернуть систему распределения выпускников после вуза, ведутся и по сей день). Каждый выбирает то, что ему по душе. И если кому-то что-то не нравится, этот кто-то знает, что всегда может выбрать иной путь. Всё чаще мы говорим о социальных нормах и рамках, которые на нас давят, а мы их раздвигаем и вообще сопротивляемся им как можем.
 
Здесь мне сразу вспоминается американский фильм «В диких условиях», основанный на реальных событиях и снятый по одноимённой книге Джона Кракауэра. Молодой американец Кристофер МакКэндлесс, только что окончивший на радость маме и папе колледж с отличием, бросает всё, перечисляет свои сбережения (которые были накоплены не без помощи родителей) на счёт благотворительной организации, берёт свою старенькую машину и отправляется на два года куда глаза глядят. Кстати, последние оставшиеся у него зелёные бумажки он символично сжигает, а машину оставляет в пустыне. Он ненавидит родителей за то, что они вечно лгут, зарабатывают много денег и думают только о материальном, презирает лживых политиков и вообще всю систему современного мироустройства. Из-за юношеского максимализма и радикальности взглядов в качестве цели своего путешествия он выбирает суровую Аляску и отправляется к медведям наслаждаться одиночеством, ловлей рыбы и чтением умных книг. Этакий клич свободе. Он счастлив, он одинок, он независим от общества, он практически первобытный человек. И пока его неидеальные родители, убитые горем, начинают понимать свои ошибки, потому что ситуация их тоже изменила, Кристофер погибает от отравления. Осознавая, что пришёл конец, главный герой, познавший свободу, задумывается об очень важной идее — счастье существует лишь тогда, когда его есть с кем разделить. Да, он счастлив здесь и сейчас, потому что многое познал на своём собственном опыте, не испугался, не струсил, познал радость жизни без острых социальных рамок, норм и связей, но ему пришлось отдать жизнь за то, чтобы прийти к выводу, который лежит на поверхности и в который всем любителям свободы так сложно поверить.
 
Уйти в лес и ни с кем не общаться для того, чтобы познать себя, — это, конечно, крайность. Но в жизни часто встречается крайность и другая (нам вообще очень свойственно бросаться в крайности) — зацикленность и даже зависимость от социальных отношений. Многие люди склонны преувеличивать роль социальных связей. Одна моя знакомая недавно сказала мне, что всю жизнь мечтала переехать в другой город, но ей страшно идти к своей мечте, потому что она жутко боится одиночества. Ещё я знаю человека, который, наоборот, готов переехать в другой город только из-за того, что туда переезжают его друзья. То есть не ради своих целей и интересов, а именно из-за людей. Люди очень боятся одиночества. Люди, кричащие о свободе, боятся его ещё больше. Потому что быть наедине со своими мыслями очень страшно. Нужно иметь мужество, чтобы познать себя и, находясь наедине с собой, услышать то, что внутри.
 
А.Шопенгауэр говорил, что в одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле. А мыслитель Ошо (которого, кстати, достаточно часто критикуют) утверждал: «Если твоё счастье зависит от других людей, то ты раб». Придавать социальным связям слишком большое значение — слишком большая опасность. Один мой друг однажды точно подметил, что в этот мир мы приходим одни и уходим тоже одни. И что когда-нибудь нам всё равно придётся остаться одним. Оставаясь один на один с собой осознанно, человек узнает много нового о себе, он начинает мыслить, думать, размышлять. Он становится свободным в той мере, в какой это возможно. Он перестаёт кричать о том, что его везде и во всем ограничивают, потому что ограничивает себя он в первую очередь сам. И необязательно уходить в тайгу для того, чтобы разобраться в этом. Достаточно помедленнее бежать от себя на вечеринки и концерты, реже листать социальные сети в минутки одиночества и побольше прислушиваться к себе, узнавать и открывать себя. В конце концов, это такой же естественный процесс познания нашего удивительного и многообразного мира, как путешествия или обучение чему-то новому. Только значительно увлекательнее и интереснее.

*Познай себя — надпись на храме Аполлона в Дельфах.