Авторские колонки
Автор: Олег Чередниченко
02.07.2015
20:48

Калининградский трамвай - любимый сынок, ставший пасынком

Трамвай в Калининграде сейчас переживает не лучшие времена. Всего лишь два маршрута (отменённую 27 мая "тройку" мэр обещал вернуть в ближайшее время), старый, изношенный подвижной состав. Давно не ремонтированный рельсовый путь. Скорость движения по нему на некоторых участках, например, по ул. Багратиона, ограничена до 5 км в час. Задержки на маршруте из-за автотранспорта на трамвайных путях. Всё это мешает трамваю выполнять свою основную функцию - быстро, удобно и безопасно перевозить пассажиров по городу. В настоящее время на линию выходит 24 вагона по рабочим дням и 18 трамваев по выходным.
 
Но ведь мы помним и иные времена, когда трамвайная сеть опутывала весь город. Общая протяженность путей составляла более 120 км. Самый современный по тем временам подвижной состав перевозил калининградцев по 10 маршрутам.
 
 
В 1995 году свой столетний юбилей калининградский трамвай отмечал с гордостью, и неудивительно: доля трамвая в городских пассажирских перевозках составляла более 70 процентов. Подвижной состав был не старше 15 лет, постоянно обновлялся и состоял в основном из вагонов чешского производства "Татра Т4" и "Татра КТ4". На самых напряженных маршрутах № 2 и № 4 ходили трёхвагонные трамвайные поезда. Почти все путевые стрелки были автоматизированы - водителю не надо было выходить из кабины, чтобы перевести стрелку ломиком вручную. Скорость движения трамваев была очень высокой, так как пути находились в отличном состоянии: ежегодно ремонтировалось не менее 5 км трамвайных путей. Всё это было…
 
Потом начались лихие 2000-е. Город заполнили автобусы частных фирм, появились автобусные маршруты, дублирующие трамвайные, стали урезать трамвайные линии и сокращать трамвайные маршруты, пассажиры стали пересаживаться на автобусы и личный транспорт. Средств, выделяемых на поддержание трамвайной инфраструктуры в надлежащем состоянии, не хватало, подвижной состав, требующий постоянного ремонта и обновления, стал постепенно приходить в негодность, и его приходилось списывать. В итоге к 2013 году из 10 маршрутов осталось только два.
 
Какие же перспективы у нашего трамвая, как вернуть ему былую популярность? Конечно же, ремонтировать пути, обособить рельсы от других участников дорожного движения, что позволит трамваю быстро и без задержек следовать по маршруту. Заменить старые вагоны на новые, низкопольные, в которых без проблем смогут ездить и мамы с колясками, и люди с ограниченными физическими возможностями. Сейчас у нас есть только один такой трамвай, который отвечает всем современным требованиям, - вагон PESA 121 NaK.
 
Нужно увеличить скорость движения, чтобы расстояние от мясокомбината до конечной станции Бассейная "пятёрка" проезжала за 50-55 минут, а не за час двадцать, как сейчас; установить таблички с расписанием на каждой трамвайной остановке и строго выдерживать это расписание на всём протяжении маршрута. И пассажиры, что называется, потянутся к нашему трамваю. Ещё бы: приятно и выгодно передвигаться по городу в чистом, современном, быстром транспорте, к тому же не портящем воздух.
 
Кстати, в трамвайном депо, где я работаю старшим мастером, по-прежнему стараются, чтобы наши старые вагончики исправно работали на маршрутах. Постоянно проводится техобслуживание, нет недостатка в запасных частях, на трамваях работают опытные водители.
 
В 2010 году, когда по всему городу начали активно выкорчёвывать рельсы и городские власти в открытую заявляли, что дни городского трамвая сочтены, образовалось наше "Общество защитников трамвая". Нашлось много единомышленников, которые начали своё общение на сайте www.transphoto.ru, считающих трамвай в Калининграде не только визитной карточкой, но и серьёзным средством передвижения, и связующей нитью между Кёнигсбергом и Калининградом. Люди из разных российских городов стали рассказывать друг другу, как развивается или гибнет у них трамвай. Дальновидные мэры и губернаторы не жалеют денег на этот вид транспорта. Татарстан, Иркутск, Орел, Екатеринбург, Смоленск - здесь гордятся своими трамваями.
 
Калининграду тоже нужен обновленный трамвай. Быстрый удобный и безопасный. Для этого в трамвайную систему надо вкладывать деньги, и они окупятся.