Шибари, или кинбаку — японское искусство ограничения свободы с помощью верёвок, делают это с целью получить эстетико-эротическое наслаждение. Испытавшие на себе: речь вовсе не о БДСМ, а о чувствах и психологии. «Клопс» узнал об этом поподробнее.
Япона мать
В переводе с японского глагол «сибару» значит «связывать, приковывать». Его производная «сибари» может говорить о разном: от узла на шнурках или мешке с рисом до эротического бондажа или пленённого человека, объясняет калининградский мастер шибари Евгений. В стране эту технику чаще называют кинбаку, что в переводе значит «тугое связывание».
В Стране восходящего солнца использовали искусство ходзёдзюцу — с помощью него противника на поле боя быстро и эффективно связывали. Методы обездвиживания были популярны даже среди полицейских.
В какой-то момент некоторые элементы ходзёдзюцу перекочевали в театр кабуки. Верёвочное пленение изображали на гравюрах, а во второй половине XX века американские режиссёры, работавшие в Японии, стали приглашать местных мастеров бондажа.
По словам Евгения, в послевоенные годы американские солдаты частенько наведывались в японские театры и бордели — интересовались связыванием. Полученные знания они везли в Штаты, а последующая волна «япономании вместе с шибари захлестнула весь мир». На популярность направления повлияли работы художника Сэйу Ито — он с детства интересовался сценами пыток, что позже отразилось в его творчестве. Японцы называют его «дедушкой кинбаку».
Калининградского мастера привлекла «эстетика связанного человеческого тела». «Мне нравилось, как красиво верёвки ложатся на кожу, подчёркивают фигуру, делают и человека ещё более эротичным». Со временем открылись творческая и медитативная составляющие этого искусства.
Хранители «сабспейса»
Мастеру важно найти баланс. Если увлечься сложными и замысловатыми обвязками, поясняет Евгений, модель может заскучать: «Когда делаешь более простые обвязки и работаешь быстро, человек получает интенсивные тактильные ощущения за счёт сдавливания верёвкой».
Чтобы стать мастером в Калининграде, необязательно пролететь больше восьми тысяч километров на Восток. Евгений искусство шибари начинал постигать с помощью интернета. «Я находил в сети единомышленников или более опытных бондажистов, общался с ними, обменивался опытом. Сейчас продолжаю учиться самостоятельно, много экспериментирую», — мастера проводят специальные семинары и фестивали.
Когда вместо стресса от ограничения подвижности модели удаётся расслабиться, есть шанс войти в особое состояние — сабспейс.
«Мне нравится, когда у меня получается отправить человека в космос. Я люблю сам процесс работы и ощущение контроля, власти. Возможность играть с различными чувствами с помощью одной лишь верёвки, сделать человеку больно или приятно — это весьма интересные ощущения».
Кто приходит?
Шибари интересует разных калининградцев. На сессиях Евгения появлялись люди, которые «хотят получить интересный опыт или научиться красиво связывать, чтобы потом со своим партнёром интереснее проводить время».
Кто-то хочет себе красивые фото, кому-то нужно расслабить тело и мозг. Можно сказать, что в большинстве своём эти люди — кинестетики или визуалы.
Сколько берут за визит?
Всё зависит как раз от цели. Эффектные фотосессии могут стоить недёшево — от трёх до 10 тысяч рублей. Учитывается работа мастера, съём студии с подходящем антуражем и оплата услуг фотографа.
«Если это просто встреча для бондажа, то там требуется только пространство — студия или комната. Я не вяжу на коммерческой основе, сейчас делаю это просто из любви к искусству».
Какие могут быть риски?
Безопасных БДСМ-практик не существует, уверяет мастер. Неудачно закреплённая на теле верёвка будет пережимать вены или нервы, последствия могут быть разными: от временного онемения конечности до потери чувствительности или подвижности.
«Туго затянутый бондаж может привести к растяжению или разрыву мышц и связок, вывернутым суставам. Неудачный подвес может обернуться ушибами, растяжениями, смещением позвонков и прочими неприятностями», — профессионалы работают согласно технике безопасности.
Как отличить гуру от любителя?
Мастер рекомендует прислушиваться к вопросам, которые вам задаёт мастер шибари. Хороший специалист уточнит, чего вы хотите, «чтобы понять, что с вами стоило бы делать и как именно вас связывать». Обсуждение здоровья — хороший сигнал. Не стоит скрывать, если у вас есть хронические заболевания, проблемы с суставами и связками, профессиональные или психологические травмы.
Я бы на месте потенциальной модели поинтересовался, чего мастер ждёт от встречи, что он хочет с вами сделать. Ещё можно поинтересоваться, как именно он проводит «сонастройку» перед экшном.
Если вы чувствуете, что оппонент вас не слышит или не может ответить на какие-то вопросы, уходите. Стоит провести ознакомительную встречу на нейтральной территории, говорит калининградец: «После этого я посмотрю, как модель реагирует на верёвки, ограничение подвижности. И только потом мы проведём саму сессию».
Может ли мастер чувствовать ко мне влечение?
И такое случается, всё «сильно зависит от химии, возникающей между бондажистом и моделью».
Будущая картина или кусок глины
«Мастера шибари — очень восприимчивые люди, каждый занимается этим по своим причинам. Для одного модель в процессе работы — это будущая картина или кусок глины, кто-то видит в модели потенциальную любовницу. Третьи хотят подвергнуть модель психологическим пыткам или сделать ей больно. А кому-то важно раскрыть красоту: через боль и унижение привести человека к облегчению и катарсису».
«Мне было буквально пара дней от роду»
В ноябре прошлого года 26-летняя таргетолог Валерия Бондаренко решила опробовать на себе технику связывания — на идею натолкнули восторженные отзывы подруги. В Instagram мастера было описано, как записаться на приём: сначала заполни анкету на специальном сайте, а потом будет понятно — попадёшь ты на сессию или нет. Принимает в своей студии, гостей может фотографировать. Девушка решила сначала познакомиться.
«Я пошла не на шибари, а пить чай. Но через три часа болтовни это всё перешло в связывание. Смелость здесь не нужна — всё зависит от того, как ты к жизни относишься: если есть запрос на что-то новое, интересное, почему нет?»
Мастер, рассказывает Лера, тоже избирателен в плане клиентов — случайные к нему не попадают: «Люди идут на шибари с конкретными запросами. Например, пары. Он связывает их вместе, происходит внутренняя трансформация».
Когда я была связана, я даже не пыталась шевельнуться. Казалось, что может случиться дикая паника.
На этот случай у мастера имеются специальные ножницы, чтобы быстро разрезать крепкие узлы. Эффекта, уверяет Лера, ждать долго не приходится. Опутанный верёвками, «начинаешь чувствовать себя младенцем, словно мне было буквально пару дней от роду».
Сначала связали ноги, с руками вышла небольшая заминка: «Когда я призналась, что мне некомфортно их положение за головой, началась магия. Мы опустили руки перед грудью, постепенно родилась поза эмбриона. Тело вспомнило, как его пеленали в младенчестве по строгим канонам СССР». Мастер несколько раз поворачивал девушку, ставил её перед зеркалом и даже подвешивал.
Шибари не имеет чётких правил. Лера провела в гостях у мастера почти шесть часов, четыре из них ушло на разговоры.
Момент развязывания — это ликование свободы.
Я была расслаблена, почувствовала: какая же я красивая. Что изменилось после шибари? Я научилась отпускать, уметь возвращаться к себе — это касается и личной жизни, и работы».
Извращением считают только те, кто ничего не понимает
23-летняя маркетолог Юлия несколько лет хотела познакомиться с шибари. Тогда интерес вызывало всё, что как-то связано с азиатской культурой, к тому же «это ещё и сексуальная практика, погружение в себя».
Мастер нашёлся по рекомендации друзей. Требовалась модель на вечер. «Было интересно, как с меня снимут эмоциональное напряжение, появятся ли новые мысли, инсайты».
Перед сеансом, рассказывает Юля, мастер проводит ознакомительную беседу. На гостя это имеет расслабляющий эффект, а специалист понимает, в каком расположении духа тот находится и что ему нужно. «Можем шутить или смеяться, а иногда подолгу молчим. Мне это нужно, чтобы прислушаться к своим ощущениям».
Когда я связана, чувствую себя потрясающе. Мне не хочется освобождаться, это похоже на медитацию: очень уютное, спокойное и правильное ощущение. Мне казалось, что мир другими красками заиграл, напряжение внутреннее пропало.
Шибари — это инструмент для коммуникации с внутренним «я», считает Юлия. Находящемуся в верёвках человеку проще принимать своё тело, «видеть его без прикрас. Необычно наблюдать за процессом со стороны, через зеркало. Это красиво».
На сеансах девушка была дважды, и это не конец. Японская практика, считает она, далеко не для всех: «Как минимум некоторые люди не могут терпеть ограничение движений, это вводит их в панику. Чтобы пойти на сессию, нужно желание получить новый опыт. Некоторые считают шибари каким-то сексуальным извращением. Что я могу сказать? Они просто понятия не имеют, что это такое».
«На всякий случай всем рассказала, куда еду»
Кариславе Демиденко 24 года, она учится на психологическом. Связалась с шибари девушка спонтанно: просто хотелось сделать эффектную фотографию для соцсетей.
В первый раз связываться с незнакомцем было страшно. Карислава на всякий случай дала знакомым точный адрес: «это нормально для девушки, которая решила пойти на столь откровенную сессию».
Сначала чувствовала, что меня что-то сковывает
«Во время шибари я испытала весь спектр положительных эмоций: когда мастер связывал, я сначала чувствовала, будто меня что-то сковывает. Я пыталась контролировать ситуацию, как мы часто это делаем в жизни. Мастер заметил и сказал мне отпустить, я прислушалась. С этого момента началось освобождение, полное облегчение», — связанной студентка пробыла примерно пять часов.
Что происходит во время сессии? Если скованному хочется молчать — никто не будет против, уверяет Карислава. В такой момент в голове может происходить что угодно: «Например, разговор с самим собой. Крайний раз я представляла себя в сосновом лесу, там пели птицы на рассвете».
Желание освободиться возникает, когда ты получил полный диалог со своим бессознательным «я». Я была там три раза: мысли, которые проанализировала под верёвками, остаются по сей день.
Стоит ли это денег? Мастер Кариславы «работал за донат. На первой сессии я просто знакомилась с шибари, но последующие я старалась приходить не с пустыми руками». Обнажать тело или нет — выбор каждого, говорит девушка. Карислава уверена, что нагота имеет что-то общее с психотерапией, усиливает эффект.
Приходи со своими стоп-словами
С точки зрения БДСМ-практик шибари — одна из форм получения удовольствия сексуального характера, поясняет психоаналитик-сексолог центра «PSY39» Алексей Хидоятов. Современные техники связывания считаются «самобытным видом искусства».
Почему от этого получают удовольствие? Здесь так же, как и с работой мышц: если их сжать, а потом расслабить, появляется чувство оргазма. Аналогичным образом в шибари люди наслаждаются сковыванию и освобождению.
Это удовольствие, отмечает Хидоятов, больше психологического характера: «Человек отдаёт всю власть другому человеку, от этого возникает возбуждение. Непосредственно от перетягивания канатов есть лишь небольшое приятное чувство за счёт кинестетики, удобной позы».
Большая часть тревог уходит. Похожее чувство испытывают люди, закончившие с большим проектом: «Наступает огромное облегчение, что этого тяжкого груза больше нет. Здесь то же. Очень тяжело ведь сделать самому себе приятно? Нужны усилия, ресурсы, внимание».
Шибари подойдёт далеко не всем, стоит учитывать психологический фактор. Практикой проникаются те, кто «более ярко склонен к идее доминирования и подчинения — им это будет очень интересно».
Бизнесмены получат больше удовольствия в роли подчинённых«Особенно, если у человека жизнь связана с ответственностью и властью, подчинением и управлением. Например, директора и бизнесмены будут больше получать удовольствие в роли подчинённых — у них и так ответственности выше головы».
Доминирующими, напротив, становятся те, кто жаждет власти. Кроме того, связывание реализует творческие задатки, считает специалист: «Это нужно уметь делать правильно, важно соблюсти все тонкости, чтобы не причинить боль другому. То есть такое аккуратное обслуживание, в котором вторым слоем идёт черта доминации».
По словам сексолога, пробующий шибари должен делать это добровольно и знать правильные стоп-слова — тогда психологических травм человек не получит.