Статья

Премудрым и Прекрасным вход воспрещён: певица и филолог — о том, почему женщины не бывают героинями сказок

14:52
Премудрым и Прекрасным вход воспрещён: певица и филолог — о том, почему женщины не бывают героинями сказок - Новости Калининграда | Иллюстрация: Ксения Александрова / Midjourney
Иллюстрация: Ксения Александрова / Midjourney

В современной массовой культуре много женских персонажей. А как обстоят дела в фольклоре? О девах-воительницах и валькириях в эфире подкаста «Вопрос непраздный» рассуждала кельтолог, германист, кандидат филологических наук и солистка группы «Мельница» Наталья О’Шей. 

Фольклорист Владимир Пропп считал, что в волшебных сказках есть всего семь архетипов персонажей: герой, вредитель, отправитель, даритель, помощник, царевна и ложный герой. В некоторых сюжетах их может быть меньше, но больше — никогда. 

Центральные персонажи всех сказок — от Иванушки-дурачка до Ильи Муромца — принадлежат к архетипу героя. 

«Иван-царевич — это герой, это архетип героя. Будь то Иванушка-дурачок, или Сигур-драконоборец, или Роланд со своим рогом и мечом — у него всегда есть путь, он ведом судьбой. <...> Он заключён в рамки, внутри которых обязан развиваться и выполнять свои «квесты». Поэтому герой обязан быть простым, деревянным. Я бы даже сказала, что дубовым и негибким», — объяснила О'Шей.

Вокруг героев вращается сюжет, с ними должен ассоциировать себя читатель. Однако эти персонажи в сказках — всегда мужчины. Героинь, которые были бы ограничены подобными рамками, нет ни в одной древней культуре. 

Женщина по определению не может быть героем. 

Но женщина может иметь отношение к судьбе, она может что-то решить. Например, может сдуру взять и съесть гранатовые семена, как Персефона, и дальше всё переворачивается с ног на голову. <...> Герой не может случайно съесть семена граната, в его арке просто не задана такая опция», — считает филолог. 

Премудрым и Прекрасным вход воспрещён: певица и филолог — о том, почему женщины не бывают героинями сказок - Новости Калининграда | Иллюстрация: Ксения Александрова / Midjourney
Иллюстрация: Ксения Александрова / Midjourney

Женские персонажи в народном эпосе и сказках есть. Например, богатырша Василиса Микулишна. Эта героиня не очень известна, хотя она появляется в русских былинах «Про прекрасную Василису Микулишну» и «Ставр Годинович». 

Такие барышни встречаются и в мифологии других народов. Брунхильда из германо-скандинавского эпоса, королева Медб из ирландских саг — персонажи того же типа.

«Это тот случай, когда женщина активно манифестирует судьбу. Как правило, женщины в мифологии и эпосе работают как бы исподволь. Мы понимаем, что женщина в любом случае олицетворяет судьбу героя <...>  
Подобная манифестация судьбы для женщины никогда хорошо не заканчивается.

Это плата, которая обязательно должна быть», — объяснила филолог. 

Даже самая известная женщина в русских сказках — Баба Яга — никогда не выступает как главная героиня. «Она классический волшебный помощник. Причём очень такой... развесистый. Баба Яга обладает массой функций: она и оборотень, потому что может предстать юной девой или страшной старухой; она волшебный помощник, который проверяет героя на прочность», — перечисляет Наталья О'Шей.

Наталья О’Шей — российская певица, музыкант и автор песен, основанных на мифологии разных народов мира.

2 539