Статья

Красный конь, лют и супрематическая ёлка: какую новогоднюю сказку готовит калининградская Третьяковка (фото)

13:06
Красный конь, лют и супрематическая ёлка: какую новогоднюю сказку готовит калининградская Третьяковка (фото) - Новости Калининграда | Фото: Александр Матвеев
Фото: Александр Матвеев

В калининградской Третьяковке готовят уникальное новогоднее шоу: спектакль-«бродилку» на основе русских сказок. «Сказку про притаившегося Люта и огненного Коня, или Как дети новый год спасли»6+ специально придумали для филиала, подстроив под архитектуру здания. «Клопс» пообщался с авторами постановки. 

Работа уже несколько дней кипит вовсю — режиссёры лично трудятся над декорациями и костюмами. Залы галереи, выделенные труппе, больше похожи на театральные мастерские: на полу лежат блестящие разноцветные фигуры, куски репродукций, рамы и детали, которые пока не поддаются идентификации.

В коридорах шум и эхо. Кто-то распевается, по соседству звучит дрель, а за стенкой — почти настоящий гром, воплощённый с помощью листа жести.

Фото: Александр Матвеев

В галерее работают художники независимого театрального объединения «Пух и прах». Этот коллектив существует около трёх с половиной лет, и на счету у него уже шесть спектаклей. В постоянном составе объединения — только авторы. Актёры, композиторы и драматурги каждый раз новые. 

«Надеюсь, что с артистами мы угадали, — говорит режиссёр Этель Иошпа, — Только собрав труппу полностью, мы смогли до конца придумать нашу сказку. От актёров очень сильно зависит, какие персонажи будут в спектакле, какой у них характер».

Один актёр точно оправдает ожидания, обещают создатели постановки. «Я не знаю, можно ли раскрывать. Пусть люди сами приходят, и они точно узнают одного актёра — он знаком всем»,  обещает Этель Иошпа.

Фото: Александр Матвеев

Новогодний спектакль готовят по чёткому заданию — объединить русские сказки и творчество русских художников. Режиссёры Этель Иошпа и Алёна Смирницкая признаются, что поначалу столкнулись с парадоксом: в русских сказках темы Нового года нет. 

Решение нашлось в авторской истории, которую собрали из множества узнаваемых мотивов. «Мы решили придумать свою сказку, но так, чтобы все персонажи, которых мы полюбили и которых могут узнать дети, там присутствовали».

В итоге слились воедино около 15 сказок и героев. Главным действующим лицом стал Красный Конь — символ следующего года. «В коллекции Третьяковской галереи есть замечательный Красный Конь Петрова-Водкина, — рассказывают авторы. — И, кстати, это не единственный Красный Конь в русской живописи». 

Противостоит ему антагонист — волк, который тоже нередко встречается на картинах. По словам Этель Иошпы, злодея выбрали неслучайно: по славянскому календарю следующий год будет «притаившимся лютым».

Красный конь, лют и супрематическая ёлка: какую новогоднюю сказку готовит калининградская Третьяковка (фото) - Новости Калининграда | Фото: Александр Матвеев
Фото: Александр Матвеев

Нашлось место и для местных, калининградских сказок. «Мы находимся в таком месте, где не соединить разные пласты сложно, — объясняют режиссёры, — поэтому у нас будет и русалка с флюгера Кафедрального собора. Нам показалось, что это важно». 

Герои «Сказки» будут говорить стихами «в духе Пушкина», которые написаны специально для спектакля. Новые тексты положили на музыку русских композиторов — Римского-Корсакова, Мусоргского, Стравинского.

Посмотреть спектакль сидя в кресле не получится: действие начинается в Детском музее, а дальше зрители вместе с персонажем-экскурсоводом будут двигаться из зала в зал. Всего задействованы четыре помещения, причём некоторые из них публика раньше не видела — их ещё не открыли.

Один из центральных элементов — мобильный «театрик» с огромной рамой, напоминающий избушку на курьих ножках. Внутри него картины предстанут сразу в нескольких качествах: «Мы их используем и как персонажей, и как меняющиеся декорации». По словам художников, точнее всего назвать это коллажированием: части известных картин комбинируют с объектами, созданными специально для спектакля.

Фото: Александр Матвеев

«Когда фрагменты разных картин соединяются в новую композицию, рождается какое-то новое пространство, — комментирует Иошпа, — У нас, например, Малевич будет в одном пространстве с Гончаровой, Петров-Водкин — с Васнецовым. Вместе соберутся Царевна-лебедь, Алёнушка и Русалка».

Режиссёры подчёркивают, что и сама Третьяковка в «Сказке» — активный участник действия. «Мы рассказываем детям о том, что музей — это место, где встречаются разные картины. Авторы не могли встретиться, потому что они жили в разное время. А музей — такое волшебное место, где это возможно».

Директор филиала Камиля Байдильдина подчёркивает, что спектакль рассчитан на зрителей «от 6 до 99 лет». Галерея специально выбрала театр, который может подготовить постановку для разных уровней восприятия — и детского, и взрослого.

Одна из ключевых задач, считает руководство филиала — чтобы после спектакля зритель, даже ребёнок, мог узнать картины в экспозиции.

«Как правило, на ёлки всегда приходят дети до десяти лет. Потом уже неинтересно: Что я, Деда Мороза не видел? — делится Байдильдина, — А тут как раз всем будет интересно — это же и серый лют, и супрематическая ёлка, и Сирин и Алконост... фантастика!»

Директор филиала заметила также, что постановку разработали под конкретное пространство. Круглые окна и переходы между залами тоже станут частью действия, поэтому повторить «Сказку» за пределами галереи будет невозможно.

6 декабря в калининградском филиале Третьяковки открылся фестиваль фортепианного искусства.

726