В Калининграде представили новый проект сохранения двухъярусного моста, разработанный «Столичным реставрационным бюро». Его подготовили по заказу ОАО «РЖД». Презентация прошла на заседании научно-методического и общественного советов при региональной Службе ОКН в среду, 10 декабря.
Вопрос сохранения
В 2025 году по заказу Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» московские архитекторы разработали новый проект сохранения моста. Он уже согласован заказчиком.
Планируется, что мост сохранит элементы, делающие его памятником архитектуры: здание башни управления в исторических габаритах 1920-х годов, сохранившиеся металлические опоры эстакадной части моста №1, 2, 3, а также два пролёта на левом берегу Преголи.
Проект предусматривает закрытие первого яруса светопрозрачными панелями — внутри разместится музей площадью 420,50 м². На втором ярусе планируют обустроить смотровую террасу (455,24 м²).
Стоимость реализации этого проекта — около 400 млн рублей. Проектирование запланировано на 2026 год, вывод моста из эксплуатации — на 2027-й, а ввод объекта — на 2028-й.
Предполагается, что музей сможет работать круглый год. Там разместится экспозиция об исторических мостах Калининграда, а также зал для лекций, кинопоказов и конференций. Возможно появление аудиогида, биноклей, таблицы с опознанием объектов, остановки речных маршрутов и фотозоны.
«Объект будет интересен максимально широкой аудитории – от любителей истории и техники до ценителей современной архитектуры, фотографов, семей с детьми, участников деловых мероприятий», — считают авторы проекта.
Альтернативное предложение
Есть и запасной вариант — проект, предусматривающий сохранение большей части пролётных конструкций и башни пульта управления 1920-х годов. В этом случае речная пролётная часть моста будет перенесена на северную сторону над существующим береговым пролётом.
Получится трёхъярусный объект из исторических конструкций. В нём предполагается разместить лестничные марши, лифты, перегородки и инженерные системы. Наружные стены и покрытие здания будут сделаны из проницаемых для света материалов.
Для обеспечения безопасности металлические башни 50-х годов разберут. Их элементы можно будет повторно применить для усиления сохраняемых пролётов.
Многоуровневое пространство адаптируют, чтобы использовать круглый год. Внутри может разместиться историческая экспозиция «Мост, который повернулся», техно-арт-инсталляции, медиазал, зал для мероприятий, сезонные тематические выставки, гастрономическая зона, воркшопы, панорамные площадки и сервисы для туристов.
«Сочетание музейной функции (стабильный поток), коммерческих площадей (кафе, торговые площади) и уникальной event-площадки может создать диверсифицированную финансовую модель», — говорится в презентации.
Предварительная стоимость такого варианта — 450 млн рублей. Сроки выполнения работ такие же, с 2026 по 2028 годы.
Проект вызвал бурное двухчасовое обсуждение в совете при калининградской службе ОКН. «С учётом мнений [членов совета] мы выработаем определённое решение и разместим на нашем сайте», — заключил советник генерального директора ООО «Столичное реставрационное бюро» Олег Замжицкий.
Мост, открытый 28 августа 1926 года, изначально был построен как многоуровневое сооружение. На нижнем ярусе размещались автогужевой проезд и трамвайные рельсы, а на верхнем — четыре железнодорожных пути. Судоходство по Преголе обеспечивал центральный пролёт — его разворачивали с помощью двух механизмов с электроприводами, которые находились в подвале одной из опор. В апреле 1945 года, во время штурма Кёнигсберга, немецкие войска взорвали мост. Была разрушена опора с поворотным механизмом, металлоконструкции русловых пролётов и северная башня управления.
В конце ноября техническая готовность дублёра двухъярусного моста составляла 45,2%.