Статья

«Немного добра может победить огромное зло»: калининградский раввин — про Хануку, долгую ночь и пончики

13:13
«Немного добра может победить огромное зло»: калининградский раввин — про Хануку, долгую ночь и пончики - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

Ханука — один из самых весёлых, тёплых и красивых еврейских праздников. В этом году отмечать её будут с 14 по 22 декабря. «Клопс» поговорил с главным раввином Калининградской области Давидом Шведиком о том, что символизирует этот праздник и почему он важен не только для евреев. 

— Что это за праздник — Ханука?

— Эта история началась во II веке до нашей эры, в период Второго Храма. После возвращения в Иерусалим мы (евреи — ред.) поочерёдно находились под властью разных империй: сначала Вавилона, потом Персии, затем греков. 

Мы не возражали жить «под кем-то». Главное — чтобы не мешали молиться и соблюдать наши традиции. Но греки пришли с определённой культурой, и не всегда эта культура совпадала с нашим мировоззрением. 

Греция — это Олимпийские игры, культ красоты и разума. И были вещи, которые греки в нас не понимали: например, обрезание или шаббат. Потому что это заповеди Всевышнего, они выходят за рамки человеческого разума. 

Это начало греков раздражать. Они решили силой «окультурить» евреев: запретили обрезание, шаббат, кашрут, осквернили Храм.

Тогда поднялось восстание. Причём его подняли священники — люди обычно мягкие и спокойные.

Иерусалимский храм — центр религиозной жизни еврейского народа. Всего их было два: Первый Храм разрушили в VI веке до нашей эры, Второй — в 70 году нашей эры. 

— Священники в Храме — это не то же самое, что раввины?

— Это даже более мягкие люди. Сегодня раввины иногда занимаются материальными вопросами, а у священников не было даже своей земли. Они изучали Тору, соблюдали духовную и ритуальную чистоту и занимались исключительно служением в Храме.

Так вот, греки начали заставлять евреев приносить языческие жертвы, кланяться статуям, а за отказ наказывали смертью. 

Один такой отряд пришёл в деревню Модиин. Среди евреев были эллинисты — те, кому нравилась греческая культура, библиотеки, спорт. И какой-то эллинист согласился принести в жертву свинью, что запрещено. Тогда Матитьягу из рода Хасмонеев — священник — убил его. Сыновья Матитьягу напали на отряд греков, и с этого началось восстание.

Это не была полноценная война, скорее партизанская. Постепенно к Матитьягу стали стекаться все, кто хотел отстоять свою религию.

Греки посылали новые отряды. Через некоторое время Матитьягу умер, и руководителем восстания стал его сын Иегуда Хасмоней. Он получил прозвище Макаби — от слов «Кто подобен Тебе, Всевышний».

И начали происходить невероятные вещи. У греков были хорошо вооружённые армии, наёмники, слоны. А у нас — почти необученные, плохо вооружённые люди. Но мы начали побеждать, и в итоге победили.

«Немного добра может победить огромное зло»: калининградский раввин — про Хануку, долгую ночь и пончики - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

— Но Ханука посвящена не всей этой истории, а чуду с маслом?

— Я говорил, что греки осквернили Храм — они осквернили и масло, которое использовали для зажжения ритуальных свечей. Остался всего один маленький кувшин. Однако произошло чудо, и масла хватило ровно на восемь дней — пока не приготовили новое. Этому чуду и посвящена Ханука.

Мы не празднуем военную победу над греками. Победы заканчиваются. За греками пришли римляне — и мы снова оказались под чужой властью.

А вот маленькая баночка масла — это символ. Наша вера не погасла, она продолжила гореть и дошла до наших дней. Мы зажигаем свет и верим, что даже небольшое количество чистоты может привести к большому чуду.

— На еврейские праздники часто зажигают свечи. Чем ханукальные отличаются от остальных?

— Субботние свечи — это «шалом байт», мир в семье. Их зажигают для уюта, для трапезы. И это всегда делает женщина, потому что она отвечает за семью.

Ханукальные свечи зажигают по-другому. Это делается восемь дней. Сначала одна, потом две, и так до восьми — свет прибавляется постепенно. В Храме каждый следующий день масло было всё большим чудом, поэтому свет должен нарастать. 

Важно, что ханукальными свечами, в отличие от всех остальных, запрещено пользоваться. Нельзя читать в их свете, нельзя что-то делать. Это духовный свет.

И очень важно, чтобы этот свет все видели. Поэтому свечи ставят на подоконники или где-то на улице — чтобы они светили сквозь темноту как можно дальше.

— А ещё свечи на Хануку ставят в специальный подсвечник.

— Да. Он называется ханукия, в ней восемь свечей — это связано с символикой чисел.

Число семь больше связано с природой — например, в Торе сказано, что землю можно возделывать семь лет подряд, а потом нужно дать ей отдохнуть. 

А число восемь — это выход за пределы природы. Неслучайно обрезание делается на восьмой день. Восемь — это связь с Всевышним, то, что выше логики. Восемь дней Хануки — это чудо, которое по природе невозможно.

Так же невозможно, если смотреть логически, что еврейский народ сохранился. Нас в течение всей истории преследовали, рассеивали, пытались ассимилировать — а мы остались. Это тоже чудо.

Слева — семисвечник, справа — ханукия. Фото: «Клопс»

— Почему именно масло стало символом праздника?

— Масло символизирует мудрость. Немного мудрости разгоняет много тьмы. Маленькая свеча рассеивает темноту.

Кроме того, сейчас самое тёмное время года — длинные ночи, короткие дни. Именно сейчас нам особенно нужен свет.

— Что ещё принято делать на Хануку?

— Слово «Ханука» связано со словом «хинух» — воспитание. Это праздник для детей. Им рассказывают про чудо, играют с ними, дают ханукальные деньги. Чтобы они гордились тем, кто они есть.

И это понятно не только евреям. Многие воспринимают Хануку почти как светский праздник. Потому что Ханука — о том, что немного добра может победить огромное зло. И, конечно, это касается не только евреев.

— Как поздравляют с Ханукой?

— Говорят: «Ханука самеах» — это значит «весёлой Хануки». Ещё есть традиция дарить подарки. Потому что любой праздник — это радость, а подаркам и добрым делам люди всегда рады.

Кстати, это тоже связано с символикой свечей. Если ты кому-то что-то отдаёшь, то сам ты этого лишаешься. Но, если зажечь одну свечу от другой, света станет только больше. То есть очень символично, что мы на Хануку передаём этот свет друг другу.

«Немного добра может победить огромное зло»: калининградский раввин — про Хануку, долгую ночь и пончики - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

— Как вы думаете, зачем неевреям знать про традиции Хануки?

— Многие еврейские праздники — внутренние, более... интимные. А Ханука даже больше для неевреев, чем для нас. 

Ханукии во всём мире зажигают на центральных площадях, и в этом участвуют неевреи, известные люди. Идея, что праведники могут победить негодяев, сколько бы их ни было — она для всех.

Я охотно рассказываю про Хануку и про другие праздники, потому что это радость. Как в песне: «Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим». Если радуешься, хочется, чтобы все вокруг радовались вместе с тобой.  

— Что бы вы пожелали всем калининградцам на Хануку?

— Ханука самеах! Чтобы было больше света и радости в доме, чтобы люди здесь были добрее и счастливее. Особенно в Калининграде. Люди у нас хорошие, и есть все данные для того, чтобы быть счастливыми.

«Клопс» рассказывал, почему еврейский Новый год наступает осенью и как его отмечают.

189