Исполнять чужие популярные песни — хороший способ заработать, если вы музыкант. Однако засилье каверов душит местных авторов: многие не могут пробиться на сцену с собственным творчеством. Почему возникла эта проблема и можно ли её решить, разбирался «Клопс».
«Зачем придумывать что-то своё?»
На афишах сегодня всё чаще можно встретить знакомые названия: «Кино», Queen, AC/DC. Услышать со сцены любимые хиты хочется многим, даже если исполнять их будут другие артисты.
Популярные треки в любом случае собирают толпу: зал полон, бар гудит. Все довольны, кроме авторов, которые хотели бы выступать с собственным репертуаром — им попасть на сцену становится всё сложнее.
Певица и автор песен из Калининграда Настя Дельгранде в своём телеграм-канале пожаловалась: «Все заведения заполонили кавер-коллективы, которые переигрывают чужие песни и буквально душат авторов. Они убивают уникальность и индивидуальность».
С этим согласны и другие местные музыканты. Евгений Ацапкин из группы «ЛондонParis» считает, что всё началось лет десять назад, когда первые кавер-группы нашли свою золотую жилу — корпоративы.
Кто-то начал хорошо зарабатывать и забил на своё творчество.
Другие потянулись за ними. Большинство слушателей охотнее идёт на трибьют, чем на концерт местной группы: им хочется слышать знакомые песни, а не что-то новое», — считает Ацапкин.
Композитор и вокалистка Ирина Бороздина уверена, что последние три года эта мода только набирает обороты. «Это портит вкус и у слушателей, и у исполнителей, — говорит она. — Зачем придумывать что-то своё, если можно передрать готовое? Каверы делают артистов ленивыми, а публику — равнодушной к новому».
По её словам, кавер-фестивали вытеснили целые жанры. Особенно это затронуло тяжёлую сцену: «Если пятнадцать лет назад у нас были группы, на которые хотелось равняться, то теперь одно сплошное «кавер-шоу». И это проваливает сцену целиком».
Просто бизнес
Музыканты, которые исполняют каверы, в сложившейся ситуации не виноваты — это признают даже их более щепетильные коллеги. Представитель калининградского лейбла «Звукбук» Вадим Хлебников видит корень проблемы в экономике:
Каверы дают стабильную загрузку, авторское — нет. Для заведений это просто бизнес».
Те же самые музыканты, которые исполняют каверы, с радостью играли бы собственные песни за символический гонорар, добавляют в «Звукбуке». Но при условии, что им дали бы сцену.
Анастасия Озерицкая — арт-директор бара «Место силы», где регулярно проходят концерты местных музыкантов, — признаёт:
Под каверы можно потанцевать и подпеть — это знакомо и близко. А вот в авторское слушателя нужно погружать».
На практике это означает, что каверы собирают под сотню человек, а оригинальные песни — пять-шесть энтузиастов, и не более.
«Мы всеми руками за авторский материал, но решают только зрители, — согласна менеджер бара «Бастион» Елена Изуграфова, — Площадка сама по себе не умеет собирать людей из воздуха. Если у группы нет своей аудитории и хотя бы небольшой фан-базы, концерт, к сожалению, будет неокупаемый».
Именно поэтому коллективы, которые играют собственные песни, зачастую не могут выступать на хороших площадках.
«Если у группы нет фанатов и прослушиваний, кто будет платить за аренду бара?» — подытоживает музыкальный продюсер, звукорежиссёр и гитарист группы «Юность» Вадим Марголин.
Получается парадокс: слушатель вроде бы хочет новой музыки, но выбирает знакомую; музыкант хочет играть своё, но вынужден подстраиваться; клуб хочет стабильной кассы — и потому повторяет одно и то же.
Гнуть свою линию
Несмотря на засилье каверов, в Калининграде есть музыканты, которые упорно стоят на своём. Для одних это протест, для других — внутренняя необходимость: доказать, что своя музыка может звучать не хуже любого трибьюта.
Ирина Бороздина на тяжёлой сцене уже много лет и принципиально не поёт чужие песни. «Мне просто интереснее исполнять свою музыку, — говорит она. — Да, это сложнее, но когда после концерта к тебе подходят и говорят: «Как здорово, что вы не исполняете каверы», понимаешь, ради чего всё это».
По словам вокалистки, публика, которая ищет оригинальную музыку, в Калининграде есть — просто её нужно найти.
Может, не сразу, но отклик появляется.
Некоторые даже переспрашивают: «А это ваш материал?» И когда слышат «да», в глазах появляется настоящее восхищение».
Бороздина работает сразу в нескольких проектах — например, в «2.2. 7», где тоже принципиально не исполняют чужие песни. И она не одна. На местной тяжёлой сцене со своим материалом выступают The Sundial, BLEDNYJ, Jhonny Box, Moongates Guardian.
«Хотелось бы, чтобы их было больше, — говорит Бороздина.
Но, к счастью, люди, которым интересно делать авторское, никуда не денутся. Они будут гнуть свою линию, даже если это не модно».
Музыкант Евгений Ацапкин подтверждает: авторская сцена в Калининграде, хоть и маленькая, но есть. Просто, пока одни сдаются под давлением рынка, другие устраивают свои локальные революции — в клубах и на фестивалях.
«BLEDNYJ недавно собрали «Склад» битком. Да, выступали вместе с питерской группой, но думаю, и одни собрали бы — очень интересная, самобытная команда», — рассказывает он.
По его словам, метал-группы вроде Noye, Ape on the Rocket и Conquester регулярно собирают публику — пусть это и не приносит больших денег, зато даёт глотнуть свежего воздуха.
Сейчас Ацапкин играет в «ЛондонParis». «С трибьютами мы собирали большие залы, вроде «Янтарь-холла», но и на сольные концерты приходят по 150–200 человек. Это уже показатель, что интерес к своему есть».
Четыре пути
Путь 1. Принятие
Авторская музыка в Калининграде не исчезла — просто теперь она требует другого подхода. Сидеть и ждать, когда клуб сам позовёт с сольником, уже не получится.
На лейбле «Звукбук» это объясняют так: «В Калининграде есть площадки, где можно выступать с авторским материалом — никто не будет мешать, просто не жди гонорара. Да, это низкобюджетные сцены, где не всегда хороший звук, но зато тебе дают свободу.
А если хочешь площадку подороже — готовься к издержкам.
Клубу нужно окупать вечер, а каверы — это всегда безрисковая стабильность».
Проблема в том, что многие авторы ждут от таких концертов прибыли. «Но если на тебя пришло десять человек, заведение и так уходит в минус. Когда тебе дают сцену и аудиторию бесплатно, стоит дважды подумать, прежде чем требовать гонорар».
Путь 2. Один за всех
Те, кто умудряется обходиться без каверов, делают это ценой большого труда. Мария Бороздина фактически работает одна за весь коллектив: она и композитор, и вокалистка, и менеджер, и автор песен. Сессионные музыканты подключаются по мере необходимости.
Такой формат Мария выбрала сознательно: это даёт свободу и избавляет от вечной проблемы с поиском исполнителей. Достойных профессионалов так мало, что иногда приходится привлекать артистов из других городов и работать дистанционно.
На живых концертах Бороздина часто выходит «под минус» — это компромисс, который позволяет не исчезнуть со сцены. Стратегия работает: у проекта есть своя аудитория, которая делает ставку не на количество, а на качество.
Это сложно, дорого и требует огромных ресурсов, — говорит Мария. — Но это то, что я люблю».
В «Бастионе» музыкантам, которые хотят раскрутить собственное творчество, советуют не стесняться и звать на концерты знакомых: «Приведите на первый концерт 20-30 своих друзей, покажите качественную музыку и уровень, хороший интересный материал, на следующий концерт будет уже на порядок больше зрителей».
Путь 3. Объединение
Реалистичный рецепт, который используют многие местные авторы, — делать сборные концерты из трёх, пяти, десяти коллективов. Это позволяет суммарно набрать хотя бы сотню зрителей, чтобы площадка смогла выйти в ноль.
В Калининграде такой формат уже есть: это фестивали, на которых выступает сразу несколько коллективов.
Путь 4. Лейблы
Музыкант и организатор Вадим Марголин выбрал свой путь — вместе с министерством молодёжной политики он уже в третий раз запустил проект "Некоммерческий лейбл «Молодость"».
«Молодые музыканты учатся создавать продукт, выпускать первые песни, получать основы музыкального маркетинга и, главное, сценический опыт, — рассказывает он. — Отбираем пятнадцать артистов, работаем с ними, помогаем сформулировать образ, стратегию и позиционирование».
Участникам лейбла дают простую памятку:
- разберись в себе и найди эмоцию, вокруг которой строится музыка;
- напиши материал, который подтверждает твой образ;
- публикуй песни и собирай аудиторию;
- смотри, что откликается — и повторяй.
«Если не получается писать — не пиши. Если не получается не писать — пиши и выпускай», — говорит Марголин.
Это и есть главная формула выживания: не ждать идеальных условий, а использовать те, что есть. Писать, играть, объединяться, искать слушателя и не стесняться своего голоса. Кавер-бэнды могут заполнять клубы, но только авторы наполняют музыку смыслом.
Калининградская группа «Старая кассета» выпустила новый лоуфай-альбом.