Туманное ноябрьское утро, шуршание листьев и звуки скрипки — так прошло открытие обновлённой аллеи старинного еврейского кладбища на Юбилейной. Это событие, подчёркивают организаторы, важно не только для членов общины, но и для всех калининградцев. Почему — разбирался «Клопс».
Memento mori
Несмотря на рабочий день, в парке немало людей: представители разных конфессий, власти и горожане. Одних интересует благоустройство это уголка города, других — память о людях, которые здесь похоронены.
Церемония приурочена к 150-летию кладбища. К празднику сюда провели электричество, поставили скамейки, благоустроили могилу еврейского праведника Исраэля Салантера и установили памятный камень. Но это не главное, ведь основная цель общины — прервать забвение. Кладбище должно стать местом, куда можно прийти не только для молитвы, но и для размышления.
«Это место для раздумья. Для каждого человека должно быть важно: Memento mori (с лат. «помни о смерти» — ред.)», — объяснил главный раввин Калининградской области Давид Шведик.
С приветственным словом выступила сотрудница музея «Новая синагога» Юлия Ойсбойт, которая напомнила собравшимся об истории этого места.
«Появление кладбища — знак, что народ укоренился на этой земле, — сказала Ойсбойт, — Кладбище стало третьим по счёту на территории довоенного Кёнигсберга, оно было открыто 14 ноября 1875 года. В течение пятидесяти лет здесь было совершено более шести тысяч захоронений, в том числе — восемнадцать раввинов».
Важно, что под старинными клёнами лежат не только кёнигсбержцы: во время Первой мировой войны здесь хоронили солдат всех армий. Останки, которые приютила эта земля, принадлежат немецким, русским, литовским и многим другим евреям.
Пока сотрудница музея говорит, над аллеей царит особая тишина, нарушаемая только шуршанием листьев.
Следом к микрофону выходит главный раввин. Первым делом он напоминает: история общины не прерывалась даже в тёмные времена, даже когда казалось, что всё потеряно. «По еврейскому календарю сегодня 16 хешвана — ровно 87 лет с трагедии погрома Хрустальной ночи», — напоминает он.
Давид Шведик замечает, что нынешняя еврейская община — преемница кёнигсбергской, пусть и мало кто из современных калининградцев найдёт здесь могилы родственников.
«Когда сюда приехал последний раввин Кёнигсберга, он передал мне полномочия, сказав, что мы — продолжатели прежней общины, — рассказывает Шведик. — Мы наследуем не только традиции, но и ответственность за память».
Истинное милосердие
Раввин напоминает, что в иудаизме есть понятие «истинного милосердия» — его проявляют к мёртвым. «Когда делаешь человеку что-то хорошее, ты вправе ждать, что он тебе чем-то оплатит.
Но только милосердие к мёртвым — это истинное милосердие».
Слова благодарности звучат в адрес тех, кто помогал возрождать кладбище уже в наше время — Юрия Дыхне, Вадима Трахтенберга, Григория Суховольского.
Председатель еврейской общины Леонид Плитман тоже говорит не столько о благоустройстве, сколько о смысле происходящего:
«Когда-то в девяностые мы восстановили могилу Салантера — о нём я тогда ничего не знал, — делится председатель, — Потом я поехал в Израиль, меня там представили как «господина, который который принимал участие в восстановлении могилы Салантера». Они там стали чуть ли не падать колени!»
После этого, рассказывает Плитман, он стал интересоваться: кто же похоронен на калининградском кладбище?
«О Салантере много написано, но самое главное — его учение «Мусара», где говорится о том, что люди должны любить друг друга, несмотря на национальность, и выполнять главную заповедь: относись к ближнему, как к самому себе».
Не быть равнодушными
От имени правительства области выступил представитель министерства по муниципальному развитию Василий Хитрый. «Историческая память состоит из деталей, — подчеркнул он. — Еврейская община Калининграда — пример того, как хранить традиции и возвращать уважение к прошлому».
Для главы мусульманской общины Явера Анвер Оглы Гусейнова восстановление еврейского кладбища тоже стало событием: «Надо помнить свою историю и уважать предков — независимо от того, человек тебе родственник или нет, твоей он веры или другой.
Я думаю, это вы делаете для маленьких детей, чтобы для них это было уроком.
Старший пастор Церкви «Слово жизни» Геннадий Лазарев лично участвовал в благоустройстве, а теперь пришёл посмотреть на результат.
«Много лет назад я услышал от раввина Давида Шведика слова, которые запали в сердце: на земле немного подлецов и мерзавцев, но очень много равнодушных людей, — признаётся он. — Тогда я подумал: что я могу сделать, чтобы не быть равнодушным? <...>
Да поможет нам Всевышний не быть подлецами и мерзавцами!
И ещё — не быть равнодушными людьми».
Церемония завершается открытием мемориального камня. Затем звучит молитва об усопших — её читает раввин Шведик, а присутствующие подхватывают традиционным «Омейн». В конце на могиле праведника Салантера члены общины по традиции зажигают свечи — в знак памяти и надежды на будущее.
Теперь на еврейском кладбище вновь можно пройтись, не боясь споткнуться на разбитой аллее, посидеть на лавочке и послушать тишину. А ещё — задуматься о том, что коснётся всех, независимо от веры и национальности.
В еврейской общине рассказывали, как благоустраивают старинное кладбище возле Королевских ворот.