Статья

В Третьяковке рассказали, как реставрировали картины для калининградской выставки

10:57
,

Выставка «Пять веков русского искусства»6+, которая открылась летом в филиале Третьяковской галереи, включает более 300 работ. Некоторые картины зрители не видели в экспозициях десятилетиями, а другие были специально подготовлены реставраторами для показа в новом филиале.

По просьбе «Клопс» сотрудники музея выбрали несколько работ с интересными судьбами, чтобы показать, что за каждым полотном, представленным в залах нового музея, стоит кропотливый труд научных специалистов и уникальная история произведений.

1. «Суд Париса» Луи Лагрене-старшего (1758)

Почему картина в Калининграде? Это, пожалуй, главная дебютантка выставки. Самая большая работа, представленная на выставке в Калининграде. Монументальное полотно (286 x 253 см) почти 100 лет хранилось в запасниках Третьяковской галереи и было скрыто от глаз посетителей.

Что сделали для выставки? Картине буквально дали вторую жизнь. Специалисты отдела научной реставрации масляной станковой живописи XVIII — начала XX века бережно извлекли её из фондов хранения, проверили сохранность и подобрали новый изящный багет. Работу натянули на новый подрамник, укрепили те места красочного слоя, которые могли бы пострадать при перемещении. Просторные залы калининградского филиала позволили представить это произведение публике впервые с 1930-х годов.

В Третьяковке рассказали, как реставрировали картины для калининградской выставки - Новости Калининграда | Фото: пресс-служба Третьяковской галереи
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи

2. «Портрет девочки Феодосии Огородниковой» Григория Седова (1856)

Почему картина в Калининграде? Иногда кураторов ждут сюрпризы и открытия при монтаже экспозиции. В первоначальном дизайн-проекте выставки эта картина должна была висеть справа, на другой стене. Но во время монтажа именно образ юной девушки, особо подчёркнутый красивой рамой с резьбой, мастикой и золочением, сочли идеально подходящим по композиции для центрального места в хронологическом разделе XIX века. 

Что сделали для выставки? Картина была извлечена из музейных фондов Государственной Третьяковской галереи, где она хранилась несколько десятков лет. Для зрителей это первая возможность увидеть раннюю работу будущего известного исторического живописца Григория Седова. До сих пор картина хранит загадку личности юной модели. 

В Третьяковке рассказали, как реставрировали картины для калининградской выставки - Новости Калининграда | Фото: пресс-служба Третьяковской галереи
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи

Другая полюбившаяся калининградцам картина, более поздняя работа Седова «Курская мещанка в старинном костюме» (1871), тоже неспроста оказалась на выставке. В ней художник мастерски выписывает янтарное ожерелье — любимый нашими жителями и самый популярный на калининградской земле камень.

В Третьяковке рассказали, как реставрировали картины для калининградской выставки - Новости Калининграда | Фото: пресс-служба Третьяковской галереи
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи

3. «Сцена у железной дороги» Василия Перова (1868)

Почему она в Калининграде? Эта работа — классика русской живописи, приобретённая при жизни ещё самим Павлом Третьяковым. Она считается важной частью рассказа о творчестве художника. Перов — один из признанных художников-передвижников, значительно повлиявших на становление национальной живописи. Это одна из ранних работ живописца периода расцвета его творческого гения.

Что сделали для выставки? Хотя картина не требовала реставрации, для её сохранности было установлено современное антибликовое стекло. Оно надёжно защищает хрупкие краски от ультрафиолета и механических повреждений, не искажая цвета. Прозрачная фактура музейного стекла не мешает рассмотреть забавные детали сюжета и позволяет оценить высокое живописное мастерство Перова.

В Третьяковке рассказали, как реставрировали картины для калининградской выставки - Новости Калининграда | Фото: пресс-служба Третьяковской галереи
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи

4. Скульптура «Пётр I» Марка Антокольского (1872)

Почему она в Калининграде? Эта бронзовая статуя высотой почти в 2,5 метра — свидетель бурной истории XX века. После революции она, как и многие монументы царям, была снята с постамента в Санкт-Петербурге и забыта. Скульптор Марк Антокольский запечатлел царя в мундире Преображенского полка, ботфортах и треуголке. В постановке фигуры, в развороте корпуса, решительном шаге читается несгибаемая воля и целеустремленность Петра.

Что сделали для выставки? В 1939 году сотрудники Третьяковки буквально спасли статую, обнаружив её на складе и добившись передачи в музей. Её присутствие на выставке — дань памяти и усилиям тех, кто спас монументальное произведение для будущих поколений. Работа открывает выставку в холле музея и останется в Калининграде на постоянной основе. 

В Третьяковке рассказали, как реставрировали картины для калининградской выставки - Новости Калининграда | Фото: пресс-служба Третьяковской галереи
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи

5. Икона «Корабль веры (Образ гонения на Церковь Божию)» (вторая четверть XVIII века)

Почему она в Калининграде? Ценность представляет редкий иконографический образ гонения на Святую Церковь. Аллегорический образ Церкви Христовой представляет её в виде корабля. На корме изображён Христос с рулевым веслом, на носу — поднимающие якорь апостолы Пётр и Павел, посередине — святители, служащие литургию, а по борту — преподобные, гребущие и отгоняющие от корабля врагов. Глубокая символика иконы, заложенная в образе плывущего в бурных морских водах корабля, особо близка и интересна местным жителям.

Что сделали для выставки? Икону второй четверти XVIII века специально отреставрировали, укрепив красочный слой, для поездки в Калининград.

Фото: пресс-служба Третьяковской галереи

Куратором выставки «Пять веков русского искусства» стала заведующая отделом живописи II половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи г. Москва Светлана Капырина.

«Процесс подбора будущей экспозиции — многоэтапный и тщательный, всего у нас было шесть вариантов состава работ, — отметила куратор. — Формирование произведений для выставки заняло около полутора лет. По итогу в каждый раздел, каждую эпоху мы включили работы, мимо которых зритель не сможет пройти и остаться равнодушным. 

Мы впервые осваивали новое пространство филиала уже непосредственно в залах». 

Экспозиция построена по историко-хронологическому принципу и знакомит зрителей с ключевыми этапами русского искусства: от древнерусской иконописи разных школ через парадные портреты XVIII века и бытовой жанр XIX века к революционным открытиям авангарда и художественным поискам современного периода.

Особое внимание кураторы уделили не просто демонстрации шедевров, но и раскрытию глубинных смыслов каждого периода. Например, «Чёрный квадрат» Малевича становится смысловым, но не главенствующим центром раздела авангарда, а произведения соцреализма показаны в диалоге с неофициальным искусством. Выставка завершается оптимистичной нотой — триптихом «Люди голубой планеты» Алексея Леонова и Андрея Соколова, символизирующим веру в светлое будущее человечества.

За четыре месяца работы выставку «Пять веков русского искусства» посетило 180 тысяч человек. Произведения будут экспонироваться до 18 января 2026 года.

Фото: пресс-служба Третьяковской галереи

В калининградской Третьяковке назвали пять самых популярных картин и рассказали, какие шедевры привезут следующими.

587