Во время противоаварийных работ в бывших фахверковых складах Железнодорожного строители обнаружили под землёй старинный проход. Некогда он связывал два соседних дома, а теперь заложен. Подробности о находке и планах на ремонт «Клопс» рассказал инвестор, гендиректор компании «Бартия» Вячеслав Воронин.
Подземная загадка
Рабочие нечаянно обнаружили, что в подвале дома, соседствующего со складом, замурован проход. Подробности станут известны, когда они разберут остатки здания и доберутся до подземелья.
«Подвал — это пока это загадка. Докопаемся до перекрытия и поймём, — рассказал Воронин. — Здесь у немцев почти у всех были подвалы для хранения угля или придомовые склады».
Сейчас на складе идут демонтажные работы. Поскольку дом находится в аварийном состоянии, главная цель строителей — докопаться до фундамента и понять, выдержит ли он восстановленное здание. Потом можно будет приступить к разработке рабочего проекта.
«Железное условие — это воссоздать объект, как он был зафиксирован службой охраны памятников. Парадокс ситуации только в одном: здание в Росреестре зафиксировано как объект незавершённого строительства. Но наша задача — после возведения приспособить его к экономическому использованию в коммерческих современных условиях», — объяснил инвестор.
В отличие от Росреестра, у службы охраны памятников здание числится как склад. Чем оно должно было стать по задумке проектировщиков, непонятно. Соответственно, нет информации и о подвале — найти его можно только опытным путём.
Ремонт, ремонт!
Параллельно с очисткой фундамента «Бартия» готовит планы по превращению склада в туристическое пространство. «Можно предусмотреть организацию новых окон или дверей. Город как раз одновременно с нами ведёт работы по реконструкции тротуаров и дорог с перекладкой магистральных сетей и уличного освещения», — отметил Воронин.
Сейчас рабочие возвращают на крышу историческую черепицу: «Пусть служит красоте милого городка». После ремонта склад планируют приспособить под арт-пространство и галерею местных художников.
«Дом стоял в разрушенном состоянии 20 лет. И два года после покупки я ещё висел в судах по закреплению права собственности. Но «лёд тронулся, господа присяжные заседатели!» — будем по мере возможностей возвращать здание в строй», — пообещал Вячеслав Воронин.
Второй (соседний) склад хотят сделать музеем Теодора Гиппеля, который был прообразом волшебника Дроссельмейера в сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Проект будет называться «Дом хранителя времени».
Склады в Железнодорожном, построенные в начале XX века, стояли полуразрушенными до 2021 года. Тогда их через суд изъяли у собственников, которые не могли поддерживать своё имущество в надлежащем состоянии. Сейчас складами занимается «Бартия» — та же компания, которая восстанавливает здесь бывший крайсхаус.
Возле форта №5 разрешили построить парковку для легковушек и туристических автобусов.