Мария Вишневецкая жила в Калининграде и даже не думала, что однажды окажется на съёмочной площадке. Но судьба сложилась иначе, и теперь образы, созданные её руками, видят и любят миллионы людей. О нелёгком труде художника по костюмам, «бомжстайле» и «советских» красавицах девушка рассказала в интервью «Клопс».
— Как вы пришли в профессию?
— В кино я попала случайно. Мой первый проект — сериал «Налёт»16+ с Владимиром Машковым, который снимали у нас в Калининграде. На съёмочную площадку срочно нужен был костюмер, и меня нашли по рекомендации, через общих знакомых.
Честно скажу: мне было очень страшно, так как я не имела опыта работы костюмером. В первый день я совсем не понимала, что происходит и что нужно делать.
Группа делала ставки, «сколько я протяну»: останусь надолго или на неделю, так как до меня сменилось три костюмера.
Кто-то не выдерживал, кого-то увольняли. Но уже через неделю меня оставляли на площадке одну: я знала сценарий, знала, что такое стыки и дубли, и сдувала пылинки с актёров.
На следующий день после того, как закончился «Налёт», я улетела в Москву — на сериал «Бывшие»18+ с Любовью Аксёновой и Денисом Шведовым. Меня порекомендовала художник по костюмам Евгения Макеева.
Если честно, я никогда не мечтала о переезде в Москву и первое время говорила, что «я тут по работе».
Но работы этой было много, после одного проекта я практически сразу уходила на другой. Я быстро выросла из костюмера до ассистента художника по костюмам.
Было стыдно, что у меня нет профобразования. Мне говорили, что я «ценный сотрудник и профессионал», но внутренний самозванец всё равно сомневался в этом.
Я всегда думала, что люди в кино работают только по специальности. Оказалось, что это не так. Я изучала историю моды, типы фигур, цвета... Но, конечно, лучший опыт — это практика.
Ещё в 20 лет я не знала, «кем хочу стать, когда вырасту», и постоянно была в поиске себя. Все мои «работы» длились три-четыре месяца. В кино я попала в 23 года.
Как оказалось, что бы быть творческим человеком, необязательно заканчивать художку — всё приходит с опытом. Сначала тебе показывают, а потом ты придумаешь классные штуки сам. Всё в твоих руках.
Чем художник по костюмам отличается от костюмера? Первый отвечает за все визуальные образы героев — как главных, так и эпизодических, а также несёт ответственность за весь «костюмерный департамент». А второй работает уже на съёмочной площадке: следит за кадром и состоянием одежды на актёрах.
— В чём заключается ваша работа на площадке?
Основной блок работы художника — это подготовка: изучение сценария, разработка образов, утверждение референсов и примерки с актёрами.
Все образы я придумываю сама, но учитываю пожелания актёров. На примерке всегда очень много вариантов «с запасом». В процессе с актёрами мы выясняем, что нравится, комфортно ли — и от этого отталкиваемся.
Некоторые вещи увольняем, даже не примерив.
Но, например, с Лизой Моряк мы придумываем образы для её героини в сериале «Жизнь по вызову»18+ вместе. Она присылает мне свои идеи, которые я стараюсь визуализировать. Но, как ни крути, главное решение за режиссёром.
Кстати, актёры часто просят подарить вещь, которая им понравилась, или предлагают её выкупить. Иногда это происходит сразу на примерке.
— Чем «киношная» одежда отличается от обычной?
— В жизни мы одеваемся так, как нам нравится. А у персонажа образ должен подчеркнуть его историю, работу, настроение или социальный статус.
Плюс всегда нужно думать, нужны ли дубли костюма — вдруг будет каскадёр или актёра нужно будет «порвать» или «зафактурить». Надо учитывать, поместится ли под костюм термобельё и в какое время года мы будем снимать.
— Многое ли можно понять по персонажу, глядя на его одежду?
— В нашем кино всё по классике: положительный персонаж — это светлые цвета, а отрицательный — тёмные. Но… чаще всего мы не любим это раскрывать раньше времени, если нет необходимости.
Часть в образе присутствуют некие детали или аксессуары, которые выделяются, привлекают внимание — иногда это может быть подсказкой или отсылкой.
— Есть ли в вашей практике кейсы, которыми вы гордитесь?
— Я бы хотела сказать, что горжусь каждым своим проектом. Но иногда мы существуем в очень ограниченных бюджете и времени: когда знаешь, что можешь сделать лучше, но у тебя нет на это времени и финансов. Но могу смело заявить: то, что вы видите на экранах — это лучшее из того, что мы в тот момент могли сделать.
— Профессия повлияла на ваш собственный стиль?
— Скорее да, чем нет. Когда ты растёшь и развиваешься, хочется выглядеть лучше. Так как я — представитель костюмерного департамента, внешний вид должен соответствовать.
Но удобный и тёплый «бомжстайл» для съёмочной площадки никто не отменял.
После смен в минус 20 многие вещи из твоего гардероба превращаются в «рабочие», которые не жалко.
А ещё со мной невозможно смотреть фильмы: я постоянно что-то высматриваю и комментирую — это профдеформация. Даже мама теперь замечает некоторые детали и спрашивает: «А почему так?»
— Какой проект был для вас самым сложным и почему?
— Из последних — сериал «Красота»18+ про первые конкурсы красоты в Советском союзе, который мы снимали в этом году. Выйдет он, наверное, уже весной 2026-го.
Было сложно из-за количества персонажей и объёма работы. Очень много костюмов, конкурсанток, зрителей по тысяче человек в зале — и всех постоянно нужно переодевать.
— Что вам больше всего нравится в работе, а что — не очень?
— Я люблю свою работу. Люблю придумывать и создавать что-то своими руками. Люблю людей и новые знакомства. Благодаря кино я побывала в разных местах и локациях, на которые никогда бы в жизни не попала.
Любой киношник всё делает по любви — и никак иначе.
Торчать на морозе или проливным дождём по 12-14 часов, забывать поесть или спать по четыре часа — это возможно только по любви!
— Что вы посоветовали бы начинающим художникам по костюмам, которые хотят построить карьеру в индустрии?
— Начать с костюмера на площадке, это очень хорошая практика. Я работала со студентами и видела, как художники приходят на площадку, не зная «внутренностей» съёмочного процесса. Они считают, что их обязанность — только образ собрать и красиво одеть актёра, не думая о дублях или фактуре.
Для профессиональных навыков я бы рекомендовала изучать историю моды, стили, типы фигур, ткани и фактуры. Разбираться в размерах, следить за трендами. Научится шить и создавать костюмы своими руками — такие художники на вес золота.
Режиссёр Мариам Халилова рассказала «Клопс» о детях в кино и амбициях современных родителей.