Статья

«Любой киношник всё делает по любви»: калининградская художница по костюмам — о «бомжестайле», учёбе и сериале с Прилучным

18:24
«Любой киношник всё делает по любви»: калининградская художница по костюмам — о «бомжестайле», учёбе и сериале с Прилучным - Новости Калининграда | Фото: Мария Вишневецкая
Фото: Мария Вишневецкая


Мария Вишневецкая жила в Калининграде и даже не думала, что однажды окажется на съёмочной площадке. Но судьба сложилась иначе, и теперь образы, созданные её руками, видят и любят миллионы людей. О нелёгком труде художника по костюмам, «бомжстайле» и «советских» красавицах девушка рассказала в интервью «Клопс».

— Как вы пришли в профессию?

— В кино я попала случайно. Мой первый проект — сериал «Налёт»16+ с Владимиром Машковым, который снимали у нас в Калининграде. На съёмочную площадку срочно нужен был костюмер, и меня нашли по рекомендации, через общих знакомых.

«Любой киношник всё делает по любви»: калининградская художница по костюмам — о «бомжестайле», учёбе и сериале с Прилучным - Новости Калининграда | Фото: Мария Вишневецкая
Фото: Мария Вишневецкая

Честно скажу: мне было очень страшно, так как я не имела опыта работы костюмером. В первый день я совсем не понимала, что происходит и что нужно делать. 

Группа делала ставки, «сколько я протяну»: останусь надолго или на неделю, так как до меня сменилось три костюмера. 

Кто-то не выдерживал, кого-то увольняли. Но уже через неделю меня оставляли на площадке одну: я знала сценарий, знала, что такое стыки и дубли, и сдувала пылинки с актёров.

На следующий день после того, как закончился «Налёт», я улетела в Москву — на сериал «Бывшие»18+ с Любовью Аксёновой и Денисом Шведовым. Меня порекомендовала художник по костюмам Евгения Макеева. 

Если честно, я никогда не мечтала о переезде в Москву и первое время говорила, что «я тут по работе».

Но работы этой было много, после одного проекта я практически сразу уходила на другой. Я быстро выросла из костюмера до ассистента художника по костюмам.

Было стыдно, что у меня нет профобразования. Мне говорили, что я «ценный сотрудник и профессионал», но внутренний самозванец всё равно сомневался в этом. 

Я всегда думала, что люди в кино работают только по специальности. Оказалось, что это не так. Я изучала историю моды, типы фигур, цвета... Но, конечно, лучший опыт — это практика. 

Ещё в 20 лет я не знала, «кем хочу стать, когда вырасту», и постоянно была в поиске себя. Все мои «работы» длились три-четыре месяца. В кино я попала в 23 года.

Как оказалось, что бы быть творческим человеком, необязательно заканчивать художку — всё приходит с опытом. Сначала тебе показывают, а потом ты придумаешь классные штуки сам. Всё в твоих руках. 

Чем художник по костюмам отличается от костюмера? Первый отвечает за все визуальные образы героев — как главных, так и эпизодических, а также несёт ответственность за весь «костюмерный департамент». А второй работает уже на съёмочной площадке: следит за кадром и состоянием одежды на актёрах.

«Любой киношник всё делает по любви»: калининградская художница по костюмам — о «бомжестайле», учёбе и сериале с Прилучным - Новости Калининграда | Фото: Мария Вишневецкая
Фото: Мария Вишневецкая

— В чём заключается ваша работа на площадке? 

Основной блок работы художника — это подготовка: изучение сценария, разработка образов, утверждение референсов и примерки с актёрами.

Все образы я придумываю сама, но учитываю пожелания актёров. На примерке всегда очень много вариантов «с запасом». В процессе с актёрами мы выясняем, что нравится, комфортно ли — и от этого отталкиваемся. 

Некоторые вещи увольняем, даже не примерив.

Но, например, с Лизой Моряк мы придумываем образы для её героини в сериале «Жизнь по вызову»18+ вместе. Она присылает мне свои идеи, которые я стараюсь визуализировать. Но, как ни крути, главное решение за режиссёром. 

Кстати, актёры часто просят подарить вещь, которая им понравилась, или предлагают её выкупить. Иногда это происходит сразу на примерке.

«Любой киношник всё делает по любви»: калининградская художница по костюмам — о «бомжестайле», учёбе и сериале с Прилучным - Новости Калининграда | Елизавета Моряк (кадр из сериала «Жизнь по вызову)»
Елизавета Моряк (кадр из сериала «Жизнь по вызову)»

— Чем «киношная» одежда отличается от обычной? 

— В жизни мы одеваемся так, как нам нравится. А у персонажа образ должен подчеркнуть его историю, работу, настроение или социальный статус. 

Плюс всегда нужно думать, нужны ли дубли костюма — вдруг будет каскадёр или актёра нужно будет «порвать» или «зафактурить». Надо учитывать, поместится ли под костюм термобельё и в какое время года мы будем снимать. 

— Многое ли можно понять по персонажу, глядя на его одежду? 

— В нашем кино всё по классике: положительный персонаж — это светлые цвета, а отрицательный — тёмные. Но… чаще всего мы не любим это раскрывать раньше времени, если нет необходимости.

Часть в образе присутствуют некие детали или аксессуары, которые выделяются, привлекают внимание — иногда это может быть подсказкой или отсылкой. 

— Есть ли в вашей практике кейсы, которыми вы гордитесь?

— Я бы хотела сказать, что горжусь каждым своим проектом. Но иногда мы существуем в очень ограниченных бюджете и времени: когда знаешь, что можешь сделать лучше, но у тебя нет на это времени и финансов. Но могу смело заявить: то, что вы видите на экранах — это лучшее из того, что мы в тот момент могли сделать. 

— Профессия повлияла на ваш собственный стиль?

— Скорее да, чем нет. Когда ты растёшь и развиваешься, хочется выглядеть лучше. Так как я — представитель костюмерного департамента, внешний вид должен соответствовать. 

Но удобный и тёплый «бомжстайл» для съёмочной площадки никто не отменял. 

После смен в минус 20 многие вещи из твоего гардероба превращаются в «рабочие», которые не жалко. 

А ещё со мной невозможно смотреть фильмы: я постоянно что-то высматриваю и комментирую — это профдеформация. Даже мама теперь замечает некоторые детали и спрашивает: «А почему так?»

Фото: Мария Вишневецкая

— Какой проект был для вас самым сложным и почему?

— Из последних — сериал «Красота»18+ про первые конкурсы красоты в Советском союзе, который мы снимали в этом году. Выйдет он, наверное, уже весной 2026-го.

Было сложно из-за  количества персонажей и объёма работы. Очень много костюмов, конкурсанток, зрителей по тысяче человек в зале — и всех постоянно нужно переодевать. 

— Что вам больше всего нравится в работе, а что — не очень?

— Я люблю свою работу. Люблю придумывать и создавать что-то своими руками. Люблю людей и новые знакомства. Благодаря кино я побывала в разных местах и локациях, на которые никогда бы в жизни не попала.

Любой киношник всё делает по любви — и никак иначе. 

Торчать на морозе или проливным дождём по 12-14 часов, забывать поесть или спать по четыре часа — это возможно только по любви!

«Любой киношник всё делает по любви»: калининградская художница по костюмам — о «бомжестайле», учёбе и сериале с Прилучным - Новости Калининграда | Фото: Мария Вишневецкая
Фото: Мария Вишневецкая

— Что вы посоветовали бы начинающим художникам по костюмам, которые хотят построить карьеру в индустрии?

— Начать с костюмера на площадке, это очень хорошая практика. Я работала со студентами и видела, как художники приходят на площадку, не зная «внутренностей» съёмочного процесса. Они считают, что их обязанность — только образ собрать и красиво одеть актёра, не думая о дублях или фактуре. 

Для профессиональных навыков я бы рекомендовала изучать историю моды, стили, типы фигур, ткани и фактуры. Разбираться в размерах, следить за трендами. Научится шить и создавать костюмы своими руками — такие художники на вес золота.

Режиссёр Мариам Халилова рассказала «Клопс» о детях в кино и амбициях современных родителей.

995