День книголюбов ежегодно отмечают 9 августа, и это отличный повод вспомнить лучшие экранизации русских и советских писателей. Но как бы мы ни любили «12 стульев» и «Собачье сердце», жизнь идёт дальше: «Клопс» рассказывает о хороших экранизациях, ещё не ставших классикой.
«Герой нашего времени»12+
Лента Александра Котта основана на одноимённом романе Михаила Лермонтова. Авторы сохранили мозаичную структуру книги — рассказы о службе Печорина на Кавказе, дуэли с Грушницким, трагической связи с княжной Мэри и встрече с Бэлой.
Этот фильм — в первую очередь история о личности Печорина: человека умного, ироничного, ранимого и разрушительного. Его роль исполнил Игорь Петренко. Хотя фильм сохранил посыл оригинального произведения, он не стал буквальной экранизацией — скорее это рассуждение о том, что происходит с человеком, когда он разучивается любить.
«Мастер и Маргарита»16+
Мини-сериал Владимира Бортко — один из самых масштабных и обсуждаемых проектов российского телевидения «нулевых». Авторы попытались предельно точно экранизировать великий роман — получилось не идеально, но очень интересно.
Сюжет сериала, как и книжный, состоит из трёх линий: история Мастера и его любви к Маргарите; приезд Воланда и его свиты в Москву; драма Понтия Пилата в Иерусалиме. Сценарий почти дословно воспроизводит текст романа, а визуальный ряд помогает перевести сложную структуру книги на экран.
Особого внимания заслуживает актёрский состав: Александр Галибин, Анна Ковальчук, Олег Басилашвили, Александр Абдулов, Кирилл Лавров — культовые имена для российского кино.
В 2024 году вышла экранизация «Мастера и Маргариты» от Михаила Локшина, которая тоже понравилась зрителям и собрала немало наград. По сюжету она дальше отошла от первоисточника и тем не менее заслуживает упоминания.
«Бесы»16+
Экранизация Владимира Хотиненко обращается к одному из самых трудных и острых романов русской литературы — «Бесам» Фёдора Достоевского.
Сюжет строится вокруг событий в провинциальном городе, куда возвращается Николай Ставрогин — харизматичный и умный молодой человек со страшной тайной. Это история о потерянных ориентирах, духовном кризисе и том, как идеи, оторванные от морали, ведут к катастрофе.
Главные звёзды сериала — Максим Матвеев в роли Ставрогина и Антон Шагин, сыгравший революционера Петра Верховенского. Режиссёр добавил немного от себя: к примеру, многое в фильме связано с метафорой бабочки, но в целом экранизация вышла близкой к букве и духу первоисточника.
«Доктор Живаго»18+
Мини-сериал Александра Прошкина по роману Бориса Пастернака — это экранизация не книги, а скорее жизни главного героя. На первый план здесь выходит история человека, который пытается сохранить свободу, любовь и совесть в мире, где это почти невозможно.
Сюжет следует за судьбой врача и поэта Юрия Живаго, которого играет Олег Меньшиков. Герой разрывается между двумя женщинами — женой Тоней (Варвара Андреева) и любовницей Ларисой (Чулпан Хаматова). А параллельно переживает крушение империи, войну и гибель собственных идеалов.
Ценность сериала — в психологизме и уважении к первоисточнику. Прошкин не уходит в эпос или мелодраму, а акцентирует внимание на личной трагедии — в чём ему помогают отличная операторская работа и исключительная игра актёров.
«Солнечный удар»16+
Этот фильм Никиты Михалкова основан сразу на нескольких произведениях Ивана Бунина. В основу сценария легли одноимённый рассказ и «Окаянные дни» — дневники писателя 1918—1920 годов.
Сюжет разделён на две линии. Первая — сентиментальное воспоминание молодого поручика о случайной, но запомнившейся на всю жизнь встрече с незнакомкой. Вторая — осень 1920-го, Волга, лагерь для интернированных офицеров Белой армии, ожидающих расправы. Михалков рассуждает об истории России, её культуре и трагедии, которую принесла революция.
«Дуэль»16+
Фильм Довера Кошашвили основан на повести Антона Чехова — её напряжённая, почти театральная форма отлично подошла для переноса на экран. В главной роли — звезда «Шерлока»16+ Эндрю Скотт.
Действие разворачивается на Кавказе в конце XIX века. Мелкий чиновник Лаевский живёт с женщиной, которую мечтает бросить, и враждует с местным учёным. История медленно, но неизбежно движется к роковой развязке — сквозь атмосферу фирменной чеховской безысходности.
«Дуэль» — редкий пример экранизации русской классики, снятой в США и получившей хорошие отзывы. Так, отечественные зрители на «Кинопоиске» оценили картину в 7.1.
«Тихий Дон»12+
Эпопею Михаила Шолохова экранизировали четыре раза: в 1930, 1958, 2006 и 2015 годах. Последнюю попытку предпринял Сергей Урсуляк, и она считается лучшей по соотношению качества и близости к первоисточнику.
В центре повествования — жизнь донского казака Григория Мелехова, которого играет Евгений Ткачук. На героя обрушиваются и личная драма, и катастрофы времени: Первая мировая, революция, а потом и Гражданская война.
Главные достоинства сериала — визуальная стилистика, динамичность и отсутствие морализаторства, от которого страдали прежние экранизации. Урсуляк предложил не переосмысление, а именно киноадаптацию — и в этом качестве его работа особенно сильна.
«Клопс» рассказывал про девять культовых фильмов о дружбе, которая ценнее любых сокровищ.