Так сложилось, что в Калининградской области очень развито изучение старинных боевых искусств. Редкий фестиваль обходится без рыцарского шоу или хотя бы стилизованной фотозоны. Как различать людей в доспехах и чем все они занимаются, разбирался «Клопс».
1. Историческое фехтование
Историческая реконструкция — хобби, поклонники которого стараются максимально точно воссоздать быт, одежду и обряды людей прошлого. Основное правило здесь — аутентичность. Материалы, покрой одежды, способы шитья, украшения — всё должно соответствовать реалиям. Это помогает понять, как жили в ту или иную эпоху.
Важная часть культуры реконструкции — историческое фехтование. Для участников таких поединков бой — это способ погрузиться в былое. Они воссоздают не только манеру поединка, но все нюансы, характерные для определённого времени и региона: строят лагеря или устраивают показательные выступления. Некоторые специализируются на одном персонаже — например, рыцаре XIII века — и могут подробно рассказать о каждом предмете одежды или оружия, который с ним связан.
Историческое фехтование может быть контактным или показным. В первом случае поединки проходят по строгим правилам: участники заранее оговаривают допустимую силу и зоны поражения. В показательных выступлениях упор делается на красоту — такие бои часто включают хореографию и даже заранее заготовленные реплики.
В Калининградской области историческая реконструкция часто развивается на базе замков. Например, посмотреть на такие поединки можно в Шаакене или Тапиау.
2. Исторический средневековый бой (ИСБ)
Исторический средневековый бой — это вид спорта, в котором участники сражаются в полном боевом доспехе. Они используют стальное оружие, созданное по историческим образцам, хотя и затупленное.
Участники ИСБ выходят на поединки в полной защитной экипировке: вес снаряжения может достигать 25–30 кг. Каждый поединок судят специально обученные люди — как правило, бойцы с опытом, которые параллельно следят за безопасностью.
В ИСБ есть дуэльные и командные номинации. Если участники дерутся один на один, побеждает тот, кто наберёт больше попаданий или выиграет по итогам раундов. Существуют и более необычные форматы — например, триатлон. Здесь всё решают организаторы конкретного фестиваля.
В массовых боях главная цель участников — остаться на ногах. Побеждает команда, чьи бойцы выстояли. В Калининградской области такие поединки чаще всего можно увидеть на Ушкуе.
3. HEMA (Historical European Martial Arts)
Любители HEMA стараются точно восстановить старинные техники фехтования. Каждый стиль изучают на основе конкретных трактатов, написанных в XIV–XVII веках.
Поскольку многие фехтовальные манускрипты сохранились не в полном объёме, реконструкция — процесс непростой: надо перевести текст, понять терминологию, интерпретировать иллюстрации и проверить на практике. Участники HEMA стараются не просто повторить старинную технику, а понять боевую логику избранной эпохи.
Хотя это не олимпийский вид спорта, здесь есть чёткие правила, которые обусловлены требованиями безопасности. Они могут меняться в зависимости от конкретного турнира, но базовые правила неизменны. Благодаря современной защите бойцы HEMA могут безопасно отрабатывать приёмы даже с серьёзным оружием — например, длинными мечами (лонгсвордами), саблями и рапирами.
4. Сценическое фехтование
Если бой происходит на сцене или перед камерой, он должен выглядеть зрелищно. Здесь главное — не техника и не победа, а выразительность. Это своего рода хореография: каждый шаг, взмах меча или падение выверены и репетируются много раз. Хороший бой должен быть зрелищным, но полностью безопасным.
Чаще всего здесь используют облегчённое бутафорское оружие — шпаги, рапиры, сабли, кинжалы, иногда топоры или мечи. Такие клинки внешне похожи на реальные, но приспособлены для безопасной работы. Иногда в дело идёт и настоящая сталь, но даже тогда всё подчинено жёсткой технике безопасности.
Пример сценического фехтования в Калининградской области — конно-трюковой театр «Воля» в «Нессельбеке».
Замки Калининградской и Ленинградской областей объединились ради истории и туризма.