В среду, 11 июня, состоялось долгожданное открытие калининградского филиала Третьяковской галереи. Сотрудники музея рассказали об экспонатах, которые жители и гости города смогут увидеть уже завтра. На вернисаже побывали корреспонденты «Клопс».
Калининградский филиал «Третьяковки» — один из трёх, расположенных в разных городах России. В Самаре галерея работает с 2023 года, а во Владивостоке должна открыться в 2026-2027 годах.
«Я уверен, что нам и полгода не хватит для того, чтобы пройтись по всем залам галереи, ознакомиться со всеми работами [как следует], — сказал губернатор Алексей Беспрозванных, открывая филиал, — поздравляю с этим важным и историческим событием!»
Куда летал Сталин
«Зал истории Третьяковской галереи» знакомит посетителей с эпохами, которые музей пережил с момента своего основания до наших дней. Интерактивная экспозиция рассказывает о братьях Третьяковых, их друзьях и коллегах, а также о попечителе галереи в революционные годы Игоре Грабаре и многих-многих других.
Здесь можно увидеть «марксистскую экспозицию» «Третьяковки», выстроенную по принципу пяти политико-экономических формаций. Она работала совсем недолго в начале 1930-х, и теперь об этом периоде гостям галереи напоминают только фотографии, которые и представлены на стендах.
На противоположной стене — снимки и репродукции музейных документов военных лет. Экскурсоводы в этом зале только погрузят посетителей в почти 170-летнюю историю галереи, но и развенчают популярные мифы.
«Все знают легенды и мифы, которые ходили вокруг коллекции Третьяковской галереи во время войны. Например, что «Владимирскую Богоматерь» Сталин забрал себе и облетал вокруг Москвы с ней, как бы защищая столицу. Это легко опровергается: у нас есть описи, в которых сказано, что «Владимирская Богоматерь» была эвакуирована в Новосибирск вместе со всей коллекцией древнерусской живописи», — рассказала заместитель гендиректора «Третьяковки» по научной работе Татьяна Юденкова.
Трогательные стены
«Детский музей» — самое смелое пространство новой галереи. Здесь юные посетители и их родители могут познакомиться с современным искусством: например, скульптурами, которые выполнены в ритмичном чередовании цветов и объёмных фигур, или «тактильной стеной», обитой разными материалами. Нашлось место для инсталляции, позволяющей потрогать шум моря, и для зала, посвящённого творческому процессу.
Без классической живописи в детском музее тоже не обошлось. Выбрав два цвета на специальной панели, любой желающий может увидеть картину, где они используются.
По словам экскурсоводов, особый интерес у малышей вызывают панели с репродукциями, сквозь которые можно пролезть. Негабаритные посетители получат, например, шанс заглянуть на «изнанку» знаменитого полотна Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня».
Чуть больше пяти веков
Главная выставка калининградской «Третьяковки» — «Пять веков русского искусства». Куратор проекта Светлана Капырина призналась, что в итоге экспозиция охватила даже больше пяти столетий.
По словам сотрудницы музея, проект стоит на «трёх китах». Первый кит — это история коллекции Павла Третьякова, второй — преемственность между разными поколениями художников. Третий же — история отечественного искусства
«Если вы пройдёте весь зал, осмотрите все произведения, прочитаете этикетки и QR-коды, вы как матрицу сложите историю страны, начиная от Московского княжества и заканчивая современностью. Если вы поразмышляете, когда всё это было написано, когда жил художник, что он пережил — вы получите контекст каждой эпохи», — пообещала Капырина.
По словам куратора, выставка получилась очень насыщенная: её, может быть, понадобится увидеть не один раз, чтобы понять по-настоящему.
Первое, что видят посетители «Пяти веков» — икона «Чудо Георгия о змие», написанная на рубеже XV–XVI веков. Это старейший артефакт на выставке, который открывает целую галерею церковного искусства. Заканчивается она драматичным «Воскресением —сошествием во ад», написанным уже в начале XVIII века.
Далее зрителям предлагают посмотреть на более светские картины — например, на портрет Елизаветы Петровны работы Луи Токке. Куратор выставки отметила, что присутствие императрицы в калининградском филиале неслучайно: именно она на короткое время присоединила к России Восточную Пруссию.
Здесь же представлены работы Ореста Кипренского, Фёдора Матвеева, Василия Тропинина, Александра Иванова... всех не перечислить.
В залах XIX века посетителей встречают полотна знаменитых пейзажистов — например, Алексея Саврасова. Его «Грачи» в Калининград не прилетели, зато на выставке представлен знаковый для русской живописи пейзаж «Волга».
«Эта картина открыла нашу национальную пейзажную школу. До этого пейзаж у нас был европейский — там Рим, Европа, благословенная Италия. Именно Саврасов открыл русский пейзаж», — объяснила Капырина.
Здесь тоже есть картины, подобранные специально для Калининградской области. «Курская мещанка в старинном костюме» работы Григория Седова оказалась в местном филиале потому, что её платье украшено янтарём.
«Нам хотелось как-то порадовать и себя, и вас. Пусть это мелочь, но правда же, приятно? По всей России во все времена любили ваш янтарь», — пошутила куратор выставки.
Капырина заметила, что о Калининградской области ей напоминают и некоторые пейзажи из XX века. К примеру, работа Николая Клодта фон Юргенсбурга «Кафе на берегу Женевского озера», ассоциирующаяся с Балтикой.
Конечно, почётного места удостоился «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Хотя с его написания прошло больше ста лет, шедевр супрематизма до сих пор вызывает ожесточённые дискуссии — в том числе и среди гостей «Третьяковки».
«Некоторые посетители говорят: я тоже так могу! Да, возможно, нарисовать это может пятилетний ребёнок — а придумать смог только Малевич», — вспомнила Капырина.
В музее пообещали: о том, почему Малевич думал над «Чёрным квадратом» два года и как картина стала «иконой супрематизма», экскурсоводы с удовольствием расскажут всем желающим.
Отдельная большая экспозиция посвящена Великой Отечественной. Трагические события нашли отражение на полотнах как очевидцев, так и художников, которые родились после войны. В этом зале представлены разные сюжеты, стили и даже материалы — чтобы как можно более полно продемонстрировать, как события тех лет отразились в искусстве.
Заканчивается экспозиция триптихом «Люди голубой планеты» Андрея Соколова и Алексея Леонова — того самого, который первым вышел в открытый космос. По задумке авторов, финальный экспонат выставки перекликается с самым первым: если там Святой Георгий побеждал змея, символизирующего хаос, то здесь человек стал покорителем космоса.
Калининградский филиал Третьяковской галереи откроет свои двери для посетителей 12 июня.