Июнь в Кафедральном соборе — это всегда особенное время. Месяц, когда в зале звучит не только орган, но и голос живописи, когда привычный репертуар уступает место музыкальным экспериментам. Среди событий — открытие «Выставки одной картины», лекции с органными эскизами, камерные и масштабные концерты в сопровождении редких инструментов. Рассказываем подробнее.
1. Один за всех
6 июня, 19:00
Орган способен звучать как целый оркестр — неслучайно Иоганн Себастьян Бах в XVIII веке создал органные транскрипции сочинений Антонио Вивальди, перенося итальянскую яркость на строгую немецкую основу. Позже в этом творческом диалоге участвовал и Шарль-Мари Видор, переписав для органа соло финал баховских «Страстей по Матфею».
«Так вдохновлялись творчеством друг друга Великие — каждый ценил наследие предыдущих. Некоторые музыковеды считают, что без сочинений одного композитора не могло бы существовать произведений другого», — говорится в анонсе.
За органом — Владимир Королевский. В программе — Г. Ф. Гендель, А. Вивальди, И. С. Бах, Л. Бетховен, И. Брамс, Ш.-М. Видор, Э. Ллойд-Уэббер, А. Хачатурян.
2. Оммаж Фрескобальди
7 июня, 18:00
Музыка способна преодолевать столетия и соединять мгновенья. Джироламо Фрескобальди, один из ярчайших представителей раннего барокко, оказал огромное влияние на европейскую органную традицию. Его наследие вдохновляло Иоганна Себастьяна Баха, который с юности изучал сочинения виртуоза, а спустя века к творчеству итальянского мастера обращались Дьёрдь Лигети и Жан Лангле.
В этот вечер Ирина Розанова исполнит сочинения самого Фрескобальди и три оммажа от его духовных наследников — Баха, Лангле и Лигети.
3. Оркестровые картины на органе
8 июня, 18:00
Денни Вильке, титулярный органист берлинской Мариенкирхе, где в XVIII веке не раз играл Бах, представит программу, в которой крупные оркестровые полотна великих композиторов обретают новую жизнь в органных переложениях.
«В 2023 году Денни стал наставником юных органистов Летней академии Кафедрального собора. Тогда музыкант советовал своим подопечным расслабиться и получить удовольствие от игры на инструменте — такой же философии Вильке следует в отношении себя и слушателей», — рассказывают устроители.
Музыка Баха, Бородина, Дюпре, Листа и Гуно прозвучит как серия музыкальных зарисовок: «Созерцательность и неторопливая повествовательность, обилие живописных деталей и образов в произведениях на разные темы. Каждая мелодия расскажет свою необычную историю».
4. Выставка одной картины | Открытие
14 июня, 18:00
Каждое лето в Кафедральном соборе проходит «Выставка одной картины» — и каждое лето живопись сопровождает музыка. В этом году на остров Канта впервые привезут знаменитое полотно Исаака Левитана «Весна — большая вода».
Открытие выставки обрамят светлые и драматичные аккорды. Прозрачное звучание вокального ансамбля Intrada, музыка Петра Ильича Чайковского для хора а капелла и исполнение Реквиема Габриэля Форе с участием органиста Даниэля Сальвадора ждут гостей вечера.
5. ART & MUSIC | Выставка одной картины
16, 17, 18, 23, 24, 30 июня, 20:00
1 и 7 июля, 20:00
Подняться на сцену к живописному полотну, узнать о художнике и увидеть, как визуальный образ обретает музыкальное звучание в атмосфере приближающейся ночи — всё это возможно в рамках проекта ART & MUSIC, который традиционно сопровождает «Выставку одной картины».
На этих камерных вечерах титулярный органист Кафедрального собора, лауреат Международного конкурса имени Микаэла Таривердиева Мансур Юсупов будет исполнять музыкальные зарисовки, дополняющие лекцию о Левитане.
На каждую встречу смогут попасть не больше 40 человек. В программе — А. Вивальди, Л. ван Бетховен, П.И. Чайковский, А. Алябьев, М.П. Мусоргский.
6. Бах в зазеркалье
20 июня, 19:00
Музыка Иоганна Себастьяна Баха — словно зеркало, в котором отражаются стили, эпохи и свойственные им переживания. В этом концерте путешествие начинается с Прелюдии и фуги ля минор — загадочной и многослойной. Сквозь неё — к Готической сюите Леона Боэльмана, где орган превращается в рассказчика мистических историй.
В этом зазеркалье живут фантастические образы, прихотливые ритмы и сказочные сюжеты. А в финале — возвращение к Баху и его Токкате и фуге ре минор, звучащей как напоминание: «Самое удивительное, что с нами происходит — это наша реальность, и самое главное время — сейчас».
За органом — лауреат всероссийских и международных конкурсов Елена Малева.
В программе: И.С. Бах, Л. Боэльман, К. Сен-Санс, Э. Григ, М. Мусоргский.
7. Кругосветное путешествие
21 июня, 18:00
Публику ждёт музыкальное турне по старому свету. Германия встречает слушателей Прелюдией ми минор Николауса Брунса, Италия — виртуозной пьесой Джузеппе Тартини, вдохновлённой античным мифом. Франция раскрывается через масштабную Шестую симфонию Видора, а Россия — через ироничную и трогательную Сюиту в старинном стиле Альфреда Шнитке.
Исполнители — Наталья Дьяченко (скрипка) и Анна Юркова (орган).
В программе: Н. Брунс, Д. Тартини, И. С. Бах, Й. Г. Райнберг, И. Брамс, З. Карг-Элерт, А. Шнитке.
8. После тьмы будет свет
22 июня, 18:00
«Говорят, крайности похожи. Свет и тьма. Жизнь и смерть. Эти явления одновременно близки и далеки друг от друга. Каждый сам выбирает, где искать свет — прямо сейчас, пока живёшь, или только после смерти. Ночь может быть так же притягательна, как и день», — пишут об идее концерта.
В программе — яркие контрасты в произведениях Штрауса, Грига и Сен-Санса, а также полусвет и полутень от Баха, Прокофьева и Таривердиева.
За органом — Вероника Лобарева.
9. Музыкальный восторг
27 июня, 19:00
В эпоху барокко считали, что музыка не способна изменить мир и историю, но может преобразить человека изнутри. Теория аффектов позволяла композиторам направлять чувства слушателя, создавать целый спектр эмоций — от скорби до возвышенного восторга. Однако чаще всего такой приём доводил настроение музыкальных произведений до абсолютно минорного звучания.
В этот вечер прозвучат 13 произведений барочной эпохи в исполнении меццо-сопрано Анастасии Лепешинской, тромбониста Олега Абрамова и титулярного органиста Евгения Авраменко.
«Поддадимся мыслям о бренности бытия и погрустим — но недолго, пока не стихнет музыка. Ведь за тяжёлыми дверьми Кафедрального собора почти середина лета!» — приглашают организаторы.
В программе: Император Иосиф I, Д.М. Чезаре, И.С. Бах, И.Г. Альбрехтсбергер, Ш. Гуно, А. Капорале, И.К. Пахельбель, А. Кальдара, Д.Б. Перголези, Г.К. Вагензейль, Г.Ф. Гендель.
10. Столпы света
28 июня, 18:00
Домра альт и орган — сочетание, в котором древняя традиция встречается с вечной духовностью. Эта программа — словно звуковая мантра, поднимающая слушателя над суетой, приближающая к свету.
Органист-виртуоз Моше Ариэль Ганелин и лауреат международных конкурсов Юлия Емельянова (домра альт) исполнят классику в необычной этнической интерпретации. Центральное произведение вечера — «Столпы света», иранская соната маэстро Ганелина, впервые прозвучит в Калининграде.
В программе: Д. Букстехуде, И. С. Бах, Д. Доуленд, Г. Данику, А. Хачатурян, А. Мачавариани, Т. Татаринова, М. Горобцов, М. А. Ганелин.
11. Душа России
29 июня, 18:00
«Русская культура на протяжении своего развития вбирала в себя элементы как западной, так и восточной цивилизаций, но при этом оставалась и остаётся самобытной. В 1792-м году в Петербурге состоялась премьера оперы Евстигнея Фомина «Орфей и Эвридика», в которой композитор показал, что русская музыка уже не ограничивается жанрово-бытовой тематикой и смело входит в мир больших идей и глубоких чувств», — следует из описания концерта.
Произведения, которые представят слушателям, отражают связь фольклорной и академической жизни страны до девятнадцатого столетия, золотого века русской музыки. Исполнят их органистка Олеся Кравченко и гитаристка Екатерина Пушкаренко.
В программе: Е. Поплянова, Е.И. Фомин, А. Иванов-Крамской, В. Козлов, А.П. Бородин, Д. Бородаев, А. Виницкий
Билеты без наценки покупайте на «Клопс Афише».