Статья

Монументальная фигура: в калининградском филиале «Третьяковки» распаковали фигуры Петра I и «Русского Сцеволы» (фоторепортаж)

17:02
,
Монументальная фигура: в калининградском филиале «Третьяковки» распаковали фигуры Петра I и «Русского Сцеволы» (фоторепортаж) - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

Во вторник, 3 июня, в Калининградском филиале Государственной Третьяковской галереи распаковали бронзовую скульптуру «Пётр I» работы Марка Антокольского. За «разоблачением» императора наблюдал фотокорреспондент «Клопс».

Экспонат, который доставили в Калининград, — это уменьшенная копия монументальной скульптуры, созданной в 1872 году в Риме. Антокольский сделал её специально к 200-летию со дня рождения императора.  

Первый монумент по этой модели установили в 1883 году перед дворцом Монплезир в Петергофе.

Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

Статуя изображает Петра I в полном обмундировании Преображенского полка. Решительная поза передаёт силу воли и целеустремлённость императора. 

Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

Экземпляр, который теперь экспонируется в Калининграде, отлили в 1890-х годах на парижской фабрике братьев Тибо — она считалась одной из лучших в Европе. Эта версия сохраняет все художественные достоинства оригинала, несмотря на меньший размер.

Вместе с Петром I в Калининград приехала бронзовая скульптура Василия Демута-Малиновского «Русский Сцевола». В ней увековечен подвиг русского крестьянина во время Отечественной войны 1812 года.  

Согласно преданию, французские солдаты, захватив в плен русского солдата, решили завербовать его в свою армию. Они выжгли на его руке клеймо с буквой «N» — в честь Наполеона. Не желая служить врагу, крестьянин отрубил себе руку. Этот поступок так впечатлил французов, что они отпустили пленника.  

Монументальная фигура: в калининградском филиале «Третьяковки» распаковали фигуры Петра I и «Русского Сцеволы» (фоторепортаж) - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

Демут-Малиновский, следуя традициям классицизма, изобразил греческого героя. Единственной деталью, указывающей на его российское происхождение, стал нательный крест. 

Скульптор провёл параллель между подвигом русского солдата и историей древнеримского героя Гая Муция Сцеволы, который пожертвовал рукой ради спасения Рима в 508 году до н. э.  

Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

В калининградском филиале Третьяковской галереи распаковали «Чёрный квадрат» Малевича.

936