Жители и гости Калининградской области привыкли к органам — частому атрибуту католических и лютеранских храмов. Однако мало кто знает, что до 1938 года этот инструмент стоял и в синагоге в Кенигсберге. В музыкальных и исторических тонкостях разобрался «Клопс».
Быть или не быть
Органы в целом нехарактерны для убранства синагог. Однако некоторые течения иудаизма — например, либеральное — допускают, что этот инструмент можно использовать при богослужениях.
В начале XX века у евреев Германии повсеместно вошли в моду «механические хоралы». Однако в Кёнигсберге о покупке органа заговорили намного раньше.
«На заседании от 8 января 1857 года было принято решение самого далеко идущего значения. На том заседании обсуждался вопрос о приобретении органа или органоподобного инструмента для синагоги, и в итоге вопрос <...> был решён положительно», — пишет исследователь Йозеф Розенталь.
Члены общины надеялись, что появление модного инструмента не станет нарушением традиции. В тот момент синагога испытывала трудности с музыкальным сопровождением, люди рассчитывали, что орган позволит «создать больше порядка».
Специальная комиссия опросила евреев из Бреслау, Дрездена, Франкфурта-на-Майне и других немецких городов, где такой опыт уже был. Все отчёты оказались благоприятными.
«Также проповедник Кёнигсбергской общины <...> заявил со ссылкой на трактат «О еврейском органе в Иерусалиме», что уже древние евреи для сопровождения богослужебного пения пользовались органоподобным инструментом <...>. Поэтому нет оснований для особого неприятия органа, и синагогальному использованию этого инструмента законодательно ничто не препятствует», — выяснил Розенталь.
Идею поддержал и тогдашний кантор Вайнтрауб: он заявил, что орган «является превосходнейшим инструментом, который может способствовать созданию благочестивого настроения».
Кантор (в иудаизме) — человек, ведущий богослужение в синагоге. Однако были у начинания и противники — например, уважаемый кёнигсбергский раввин Мекленбург. Первая победа осталась за его соратниками: в 1857 году общинная комиссия отклонила план по покупке органа, и к этому вопросу не возвращались следующие 13 лет.
Органный раскол
Весной 1869 года вопрос об органе был поднят вновь, и 22 мая инструмент наконец решили купить. Изготовить его поручили мастеру Иоганну Рону из Вормдита (ныне город Орнета в Польше). Это новшество потребовало значительных изменений в архитектуре здания.
Кстати, речь идёт не о Новой синагоге на Октябрьском острове, где сегодня стоит современный дом собраний. Это здание построили лишь в 1894—1896 годах. А до тех пор еврейская община собиралась на Синагогенштрассе, 2 — ныне это район улицы Краснооктябрьской.
Работы в Старой синагоге шли весь июль и август 1870 года, а 5 апреля 1871-го орган торжественно открыли. Реакция в городе была неоднозначной. Некоторые члены общины, не принявшие новинку, даже перестали посещать «неправильный» молельный зал! У них появился собственный, расположенный по соседству, а впоследствии — даже отдельное религиозное общество.
В 1890-х, после открытия Новой синагоги (той самой, на месте которой выстроена калининградская), орган из Старой продали одной из городских кирх.
«Орган всё время был камнем преткновения между либеральной и ортодоксальной группами общины. Когда — после прихода к власти нацистов — богослужения проводились в основном в Новой синагоге, договорились завешивать орган плотным покрывалом», — рассказал глава еврейской национально-культурной автономии Калининграда Виктор Шапиро.
Однако большинство членов общины со временем примирились с органом. Когда нацистские власти начали изгонять еврейских музыкантов из концертных организаций, в молельном зале проводили музыкальные вечера — на них этот инструмент тоже звучал.
Орган простоял в Новой синагоге до самого её разрушения в ноябре 1938 года. В наши дни не восстановлен.
«Клопс» спросил у главного раввина Калининграда, как в местной общине отмечают Рош ха-Шана — еврейский Новый год.