Светлогорск, в прошлом Раушен, прошёл путь от небольшой деревни с мельницей до престижного курорта. У города уникальный облик, и одна из любопытных его составляющих — бывший курхаус на Октябрьской. В истории комплекса разбирался «Клопс».
Город-сад
Светлогорск возводили по общему плану города-сада, что позволило гармонично вписать улицы в холмистый рельеф. Застройка проходила сравнительно поздно, поэтому бывший Раушен избежал обычных для немецких курортов ошибок в планировке. Благодаря удачному использованию берега и леса сформировался уникальный городской ландшафт.
Комитет по благоустройству в начале XX века не предъявлял архитекторам строгих требований, и городская среда развивалась достаточно свободно. Никто не мог упрекнуть дома Раушена в однообразности — эту черту город сохранил до сих пор.
Фахверк и террасы у моря
В центре города сохранился живописный спуск, закручивающийся серпантином. Деревянные здания рядом с ним сегодня кажутся немного запущенными, но привлекают внимание следами былой утончённости. Эти дома — №30, 32 и 34 по Октябрьской — когда-то были частью единого ансамбля. Там снимали номера курортники.
В этих небольших гостиничных зданиях в фахверковом стиле были предусмотрены балконы, лоджии и террасы. Два дома отличали выносные карнизы и искусно украшенные кронштейны.
Некоторые постояльцы этого отеля были довольно известными. Например, в июле-августе 1929 года в курхаусе останавливался лауреат Нобелевской премии Томас Манн.
Свой отдых на берегу Балтики он описывал так: «Я находился посреди людей, испытывающих блаженство, в окружении ребятишек, которые норовили схватить мои карандаши... И всё сильнее охватывало меня счастливое изумление: какой же волшебной силой обладает море, способное устранить любую человеческую помеху и поглотить всё в своей прекрасной огромности».
С 2003 года в городе есть посвящённый писателю памятный знак — гранитный валун с книгой, отлитой из бронзы.
Пауль Томас Манн (1875-1955) — немецкий писатель и эссеист, автор романов («Лотта в Веймаре», «Волшебная гора», «Доктор Фаустус») и новелл («Тонио Крёгер», «Тристан», «Смерть в Венеции»). За семейную сагу «Будденброки» в 1929-м Манн получил Нобелевскую премию.
Но три постройки на современной Октябрьской были только гостиничными корпусами. Центральный элемент комплекса — курзал, некогда главное здание отеля. Сейчас в этом доме располагается ресторан.
История курхауса
Курортный комплекс в бывшем Раушене построили в 1901 году по заказу предпринимателя Адольфа Каэмпфа. Вместе с фуникулёром, купальнями и променадами он стал ярким примером гостинично-развлекательной архитектуры времён Восточной Пруссии.
Здание курзала возвели всего за сезон по проекту неизвестного автора. Лёгкая каркасная конструкция со стеклянными вставками и декоративной отделкой напоминала павильоны ярмарок. Внутри располагались помещения для концертов, веранды, ресторан и библиотека.
Главный корпус был центром местной культурной и светской жизни. Здесь устраивали спектакли, проходили богослужения, а веранды служили крытым променадом. Летом здание расширяли за счёт открытых террас, где размещались столики ресторана и читальный зал.
До сих пор здание хранит черты модерна: горизонтальные карнизы, резные элементы, декоративные выступы. В послевоенные годы дом перестроили: сначала номера отеля превратились в квартиры, а курзал лишился больших окон на втором этаже и угловых башен. С конца 1940-х в главном корпусе находилась столовая, которую в нулевые сменили ресторан, кафе и ночной клуб.
Сегодня весь ансамбль считается памятником архитектуры регионального значения. Его постепенно готовят к реставрации, и не исключено, что утраченные элементы будут воссозданы.
Канатная дорога
При немцах рядом с комплексом находился фуникулёр с двумя вагончиками. Они двигались навстречу друг другу и расходились между собой посреди склона. Маршрут соединял курхуас с пляжем — удобство для тех, кому не хотелось подниматься в город пешком. В советские годы место канатной дороги занял лифт, который до наших дней не дожил.
По словам архитектора Олега Ли, участок, где располагалась верхняя станция фуникулёра, по-прежнему находится в пределах ансамбля. Под землёй, вероятно, сохранился её фундамент.
Здание можно отстроить заново, чтобы восстановить структуру старинного комплекса — местность этому не мешает. Запускать сам фуникулёр вряд ли рентабельно, однако «дом можно перепрофилировать».
Источники исторических фото — сайты pastvu и Bildarchiv Ostpreussen. Снимки перешли в общественное достояние.
В 2023 году власти сообщали, что историческое здание курхауса в Светлогорске, где собираются восстановить башни, подготовят к «сильным вибрациям».