В ночь с 24 на 25 декабря отмечают католическое Рождество. Эта традиция оказала огромное влияние на культуру — не только религиозную, но и светскую. О главном зимнем празднике «Клопс» рассказал настоятель калининградского прихода Святого Адальберта Марек Колодейский.
— Почему католическое Рождество празднуют именно в ночь с 24 на 25 декабря?
— Конечно, точного дня, когда родился Иисус, никто не знает. Дата Рождества связана с языческим праздником бога солнца, который отмечали ещё до начала нашей эры. А потом пришло настоящее — в духовном плане — солнце, то есть Иисус Христос. Он, как мы это называем, «Свет света», самое яркое солнце. И вот тогда определили эту дату, с 24 на 25 декабря.
— Важно ли, что католики и православные отмечают Рождество в разные дни?
— Мы сейчас, скажем, идём к тому, чтобы мы отмечать вместе. Я знаю, что папа римский хотел бы, чтобы все христиане отмечали в одну дату, но пока что-то не складывается.
Разные даты у католического и православного Рождества получились из-за путаницы. В 1582 году папа римский Григорий XIII ввёл новый календарь, который «обгонял» старый юлианский на 10 дней и лучше соотносился с реальной сменой сезонов. Однако православную церковь эта реформа не затронула. Временной разрыв между григорианским и юлианским календарём продолжал увеличиваться и сейчас он составляет 13 дней.
— Есть ли особые рождественские традиции у калининградских католиков?
— По традиции в Рождество проводят полночную мессу. Но в Калининграде выработали свою традицию, насколько я знаю, ещё при предыдущем настоятеле. В девяностых здесь был один храм, и на мессу приезжали из области. Если по правилам, то она начинается в двенадцать и заканчивается где-то в час тридцать, то есть в два надо добираться домой. Многие тогда не пользовались машинами, транспорт уже десять вечера заканчивал ездить. Поэтому, чтобы людям помочь, мессы начали проводить пораньше, в восемь и в десять вечера.
— А почему их две?
— Это тоже наша местная традиция. Главная месса, которая должна быть в полночь, проходит в восемь вечера. Но часть прихожан молятся на польском языке. И чтобы люди могли выразить свою душу так, как они привыкли с детства, как их бабушки учили, мы служим ещё одну мессу — на польском. Конечно, с каждым годом становится меньше этих людей. Но Рождество — это семейное торжество, и мы стараемся помочь семьям, которые в эту ночь вспоминают свои корни.
— Почему именно польская традиция? Не литовская, например, или немецкая.
— Исторически в западной Беларуси и Литве жили поляки. Потом немало этих людей приехало в Калининград, и они традицию привезли с собой. Здесь никого не осталось из жителей бывшего Кёнигсберга — только церкви. А народ приехал новый, и уже эти люди внесли свою культуру, свою традицию.
— Насколько различаются рождественские традиции у католиков в разных странах?
— Я бы тут не подчёркивал: польская традиция, немецкая. Чуть-чуть, может, есть различия, но традиция одна — католическая. Единственная особенность, которую можно назвать польской, — это облаток, белый хлеб. Мы делим [его] друг с другом, желая счастья, здоровья, удачи и благополучия. Во время мессы его принимает только человек, который был на исповеди, а в сочельник или в Рождество — все. Потому что Бог пришёл к каждому. И как он делится любовью, так и мы символически делимся этим хлебом.
— Рождественская исповедь особенная?
— Каждая исповедь важна. Мы только подчёркиваем, что на Пасху и на Рождество перед исповедью нужно подготовиться в духовном плане, чтобы праздновать с чистым сердцем и чистой совестью.
— Что значит «подготовиться к исповеди»?
— Подумать о своей жизни. Каждое Рождество даёт нам шанс что-то изменить. Ну, например, человек курит сигареты. Раньше просто так развлекался, а потом подумал: это для моего здоровья вредно, а здоровье — это дар Божий; Господи Боже, помоги мне, пожалуйста, чтобы я бросил курить. Конечно, не всегда получается быстро, но если человек хочет и молится, Бог всегда помогает. И вот приготовиться к исповеди — значит, сосредоточиться на вещах, которые хочется изменить, и послушать, что Бог говорит на эту тему. Потому что Бог хочет, чтобы каждый человек был счастлив.
— А если хочется что-то изменить не в себе?
— В Рождество важно подумать, что в ваших поступках делает счастливыми окружающих — или мешает им. Конечно, нам более неудобно, если что-то плохое делают другие. А за собой мы этого часто не видим. Исповедь помогает разобраться в себе и понять, что мы делаем неправильно. Например, если мне мешает, что коллега хлопает дверью, нужно подумать: а чем я могу ему мешать? Это один мелкий пример, а таких очень много.
Рождество напоминает о нашей натуре: Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы стать человеком, чтобы лучше понять нас, людей. А мы в этот день должны лучше понять себя.
— Считается, что время задуматься о жизни — это четыре недели до Рождества...
— Да, это адвент — то есть ожидание, подготовка. Говорят, что адвент похож на пост, но это не так. Адвент — это радостное ожидание, наподобие того, как мама ожидает ребёнка на девятом месяце. То есть она уже на дискотеку не идёт, не прыгает от радости, а спокойно и с надеждой готовимся к самому главному событию.
Кстати, правильно говорить не «четыре недели», а «четыре воскресенья». Литургический год начинается с первого воскресенья адвента, а полных недель там может быть меньше.
Литургический год — цикл церковных праздников в католической традиции. Он начинается с первого воскресенья адвента: в 2024 году это 1 декабря. Таким образом, у католиков новый год уже начался.
— Многим слово «адвент» известно благодаря адвент-календарям. Это ведь изначально католическая традиция?
— Конечно. Только это сейчас эту идею подхватил маркетинг и чуть поменял принципы. Всегда была традиция делать подарки на Рождество: мы радуемся, поэтому хотим делиться радостью с другим человеком. А как? Можем слово хорошее сказать, улыбнуться, обнять. Изначально эти календари указывали, какое хорошее дело можно сделать в каждый день адвента: помолись за своих родителей, помоги кому-то... Это не было связано с подарками, никто не подсказывал тебе потратить деньги.
— Эти календари тоже были разные?
— Нет, сначала такой календарь был один в приходе. Люди приходили на утреннюю мессу, открывали календарь и читали: сегодня, пожалуйста, сделай хороший поступок. Изначально там даже дат не было, только количество дней до Рождества. То, что эти календари потом стали продавать... для меня это связано с коммерцией.
— После адвента наступает сочельник. Что это такое?
— Это постный день. Мы весь день не кушаем, чтобы вечером торжественно сесть за стол, накрытый белой скатертью. Под ней должно быть сено, которое напоминает нам, что Иисус Христос родился в хлеву. По традиции на столе должно быть двенадцать блюд, которые указывают на двенадцать апостолов. И рождественские украшения: зелёные ветки, свечи и облаток, это главное.
— Почему в Рождество зажигают так много свечей? На адвентском венке, на ёлке, на столах...
— Свеча символизирует Иисуса Христа: он пришёл как свет. А до него не было настоящего света, только свечи. Поэтому свеча — это всегда символ.
— Главная часть Рождества — праздничная месса. Она всегда одинаковая?
— Основа — это Евангелие о Рождестве Христовом, потом проповедь. Она должна быть связана с какими-то важными событиями — надо вспомнить, что мы пережили и переживаем.
— Это больше про подведение итогов или про следующий год?
— Главные темы очень часто повторяются — как и в нашей жизни повторяются наши добрые дела и наши грехи. Проповедь каждый год — это о надежде, которую Бог несёт нам, и о проблемах, которые мы несём. В нашей жизни всё идёт по кругу.
«Клопс» спросил у главного калининградского раввина, почему еврейский Новый год наступает осенью и как его отмечают.