Росписи, обнаруженные летом во время работ в замке Нойхаузен, обработали антисептиком и укрыли на зиму. Чем уникальны гурьевские «псевдофрески», «Клопс» рассказал петербургский художник-реставратор первой категории Александр, занимающийся их восстановлением.
Нарисованные защитники
Росписи находятся в нишах бывших главных ворот замка: не тех, что выходят на дорогу, а расположенных со стороны реки Гурьевка. По словам реставратора, подобные рисунки в Средневековье традиционно создавались с целью «защиты».
«На них изображены святые с нимбами: слева женская фигура, справа — мужская. Точнее определить пока нельзя — атрибутов, [позволивших бы идентифицировать персонажей], пока не видно», — объяснил Александр.
Эксперт предположил, что мужчиной на росписи может быть Пётр, традиционный привратник, или Иосиф, а женщиной — Дева Мария, патронесса Тевтонского Ордена.
Роспись датирована 1519 годом — получается, она появилась в последние «орденские» годы Нойхаузена. Сейчас это единственная группа подобных изображений, обнаруженная на территории замка.
В 1525-м великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн перешёл в протестантизм и объявил о секуляризации прусских земель — основной территории, принадлежавшей крестоносцам.
При очередной перестройке Нойхаузена в XVII веке росписи покрыли известковой штукатуркой. По мнению Александра, так случилось, потому что в глазах собственника замка нарисованные святые утратили первоначальную функцию, а понятия исторического наследия тогда не существовало: «Остатки христианского мышления не довели росписи до уничтожения, но они были закрыты».
Полумера спасла «защитников». Благодаря известковой штукатурке изображения законсервировались и хорошо сохранились.
«Псевдофрески»
С точки зрения профессиональной терминологии, изображения в Нойхаузене — не фрески.
Фреска — роспись по сырой штукатурке, где пигмент становится частью покрытия. А на данной росписи контур входит в штукатурный слой, а поверх уже [нанесён] накладной красочный слой», — объяснил специалист.
Изображения на штукатурке выполняют в технике аффреско (от итал. alfresco — «по свежему») или альсекко (от итал. al secco — «по сухому»). В первом случае краски наносят на влажную поверхность, во втором — на сухую. В зависимости от техники, мастера используют разные пигментированные жидкости и крепящие составы. Хотя работать над росписями альсекко быстрее и дешевле, они получили меньшее распространение в искусстве. Однако эксперты называют их «псевдофресками» не в обиду, а чтобы не путать с изображениями аффреско.По словам реставратора, если создавать росписи альсекко проще, чем фрески, то с восстановлением всё обстоит ровно наоборот. Основная проблема — даже не расчистка, а укрепление краски.
«В подлинной фреске [красочный слой] проникает в штукатурку, в псевдофреске — механически цепляется за её верхнюю часть», — рассказал мастер.
Летом реставратор расчистил роспись и законсервировал её, а также укрепил основание, чтобы изображение не повредили во время ремонта. Сейчас специалисты решили проверить сохранность «псевдофрески» и выдохнули — всё хорошо. «Святых» покрыли антисептиком и укрыли на зиму.
Весной реставратору предстоит мастиковать поверхность, на которой расположены изображения. Трещины будут заполнять специальным веществом. Роспись покроют защитным составом, поверх которого нанесут тонировки и пропишут некоторые утраченные элементы. При необходимости все новые материалы можно будет удалить без последствий для авторской росписи. Закончить работы планируют в мае.
В сентябре башня замка Нойхаузен вновь обрела панорамные окна.