В Калининграде подвели итоги конкурса, в рамках которого архитекторы и дизайнеры со всей России предлагали идеи паблик-арта, посвящённого Дому Советов. Авторы должны были задействовать в своих работах три блока оконных конструкций, оставшихся от легендарного недостроя. На презентации, где определяли победителя, побывал корреспондент «Клопс».
В чём идея?
Однажды сооснователь музеев «Дом китобоя» и Altes Haus Александр Быченко увидел железобетонный блок, снятый краном с Дома Советов, и решил оставить такую «печеньку» у себя в коллекции. Корпорация развития, которой принадлежал недострой, согласилась предоставить не один блок, а сразу три.
В этом году команда Быченко выиграла грант Благотворительного фонда Владимира Потанина. Средства должны были пойти на организацию выставки о «Доме китобоя».
«Мы с коллективом начали рассуждать, какой могла бы быть эта выставка, и поняли: ну, скучно это — себя хвалить. И вспомнили, что у нас есть эти три здоровенные бетонные штуки, и хорошо бы что-то с ними придумать. Мы спросили у фонда Потанина, можно ли потратить эти деньги не на выставку, а на конкурс концепций, он не возражал», — рассказал Быченко.
Конкурс проходил с августа по ноябрь. 60 участников боролись за приз в размере 100 тысяч рублей.
«В рамках конкурса мы не предлагали участникам конкретную локацию в Калининграде. Нам было интересно, как архитекторы увидят город и какие идеи по расположению этого объекта предложат», — объяснили организаторы.
Увидеть десять работ, наиболее впечатливших жюри, можно будет на выставке, которая откроется в «Доме китобоя» в декабре.
Как выбирали победителя
Члены жюри оценивали проекты по нескольким критериям: память, реалистичность, работа с контекстом и другие.
Состав жюри:
- директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Елизавета Лихачёва;
- министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак;
- директор АНО «Музей городской жизни» Александр Быченко;
- директор «Музея Норильска» Наталья Федянина;
- художник Вячеслав Мизин;
- бывший главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне;
- главный архитектор Калининграда Андрей Анисимов.
Во мне боролись чиновник с профессиональной деформацией и житель Калининграда», — признался Андрей Ермак.
«С одной стороны, я оценивал проекты по принципу «хотел бы я увидеть это на улицах своего города?», а с другой — сидел и высчитывал, реально ли построить такой объект», — объяснил министр.
По словам Андрея Анисимова, он сначала скептически отнёсся к конкурсу. Архитектор ожидал, что всё «упрётся в бытовуху».
«Я очень рад, что результат конкурса превзошёл мои ожидания. <...> Это самое главное: когда смотришь на работы, и у тебя возникает желание что-то додумать, достроить сценарий. Мне кажется, уже с этим материалом можно работать и придумать, что выбрать к реализации.
Что-то из этого может быть очень интересным, умным, красивым, оставить хорошую память об объекте».
Первое место в конкурсе заняла коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль». «Будучи строго выверенной монументальной формой, наш объект одновременно является игровым автоматом. Встав за его пульт управления, каждый прохожий может попробовать заполучить масштабную модель фасадной панели Дома Советов, выполненной из плюша. <...> Принцип игры прост: человеку дается фиксированное время для того, чтобы выбрать положение крюка, а затем нажать кнопку и опустить крюк в попытке зацепить одну из лежащих на дне куба панелей», — «улов» удачливый игрок сможет забрать с собой.
А что теперь?
Организаторы не обещали, что проект-победитель будет воплощён. В первую очередь, на это нет средств. «В правительстве этот вопрос обсуждается, но он не является приоритетным.
Я думаю, что если найдём деньги, то реализуем: возможно, победивший проект, возможно, какой-то другой», — объяснил Быченко.
По его словам, организаторы рассматривают идею продать один из блоков, чтобы найти деньги на воплощение проекта. Не исключено, что запустят краудфандинг, в котором смогут поучаствовать все жители Калининграда.
Елизавета Лихачёва заметила, что Дом Советов — важная часть идентичности для калининградцев, родившихся и выросших в СССР. Поиск способов, которыми памятник можно было бы увековечить — это поиск «бесконечной идентичности».
«Это то, чем сейчас многие занимаются, и то, что так увлекательно не только для россиян, но и для людей, живущих во всём мире.
Кто мы? Зачем мы здесь живём? Очень важный вопрос.
Очень важно искать ответ. Неважен сам ответ, важен поиск», — считает глава Пушкинского музея.
Российским архитекторам предложили сделать из окон Дома Советов памятный арт-объект.