Статья

Бах — это не классика: пианист ответил на 3 частых вопроса об академической музыке

17:32
Бах — это не классика: пианист ответил на 3 частых вопроса об академической музыке - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

Считается, что любой образованный человек должен разбираться в классической музыке. Но что кроется за этим термином? Кого из композиторов можно отнести к «классикам», а кого нет? Ликбез провёл пианист, музыковед и педагог Алексей Сканави в подкасте «Вопрос непраздный».

Что такое «классика»?

В узком смысле к ней относят композиторов Венской классической школы: это Гайдн, Моцарт, Бетховен и их ученики. Направление отличают три обязательных приёма: наличие аккомпанемента и сквозных тем, а также работа над темой и формой. 

Когда слово «классика» применяют ко всем композиторам, чьи портреты висят на стенах в школе, происходит размытие терминологии, считает эксперт. «Можно сказать «классика рока» про Pink Floyd или «классика джаза» про Луи Армстронга», — заметил Сканави.

Чтобы решить, можно ли причислить кого-то к классикам, важно понимать, идёт ли речь именно об академической музыке.

Например, Бах — это классика или нет? С точки зрения узкой терминологии, — нет, потому что ещё классика не родилась на тот момент», — объяснил специалист.  

По словам Сканави, чтобы было проще разобраться, можно периодизировать историю академической музыки. 

Хронология:

  • Средневековье,
  • Ренессанс (Гийом Дюфаи, Климент-не-Папа),
  • Барокко (Бах, Вивальди, Гендель, Скарлатти, Корелли),
  • Классика (Гайдн, Моцарт и Бетховен),
  • Романтизм (Шуберт, Паганини, Шопен, Вагнер),
  • Модернизм (Цемлинский, Стравинский, Шостакович),
  • Постмодернизм.

«В общем, я бы сказал так: академическая музыка — это то, что изучают в консерватории», — заключил Сканави.

Бах — это не классика: пианист ответил на 3 частых вопроса об академической музыке - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

Откуда взялась «русская классика»?

История академической музыки в России отличается большим своеобразием, потому что она сформировалась, по сравнению со странами Европы, достаточно поздно.  

«Благодаря усилиям Ивана Васильевича (Грозного — ред.) у нас было полностью уничтожено сословие скоморохов со всеми их инструментами, осталось только православная, духовная музыка», — рассказал пианист.

Светская музыка в России начала развиваться только при Петре I, когда в страну стала проникать европейская культура. Тогда зазвучали привычные нам музыкальные инструменты — например, орган. В эпоху Екатерины II появились оперные театры, а в Санкт-Петербурге обосновались многие зарубежные композиторы — в основном, итальянцы.

Русская музыкальная школа, по словам Сканави, началась с Михаила Глинки. 

«Не то чтобы он что-то революционное принёс... он соединил интонации русской народной песни с традициями и формами западной классической музыки, с симфоническим оркестром. Так получилась русская классика — которая, кстати, очень хорошо узнаётся на слух», — объяснил специалист.

Бах — это не классика: пианист ответил на 3 частых вопроса об академической музыке - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

Почему во всём мире так любят Чайковского?

Первая причина, которую назвал Сканави, — в том, что Чайковский хороший композитор. Его музыка доступная, открытая и искренняя, даже по сравнению с творчеством других, не менее талантливых авторов.

«Почему у нас это популярно? Наверное, потому что в советское время очень часто по радио играли — кого? Бетховена и Чайковского», — вспомнил музыкант. 

Востребованность Бетховена объяснялась тем, что его произведения хвалил Ленин: «Ничего не знаю лучше Appassionata, готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка». 

Чайковского в СССР тоже исполняли очень часто, за исключением одного произведения: увертюры «1812 год». По наблюдениям Сканави, её до сих пор любят американские слушатели. Исполнение этой увертюры напоминает шоу: в конце слышны пушечные залпы. 

«А почему в советское время её не исполняли? Потому что там в кульминации звучит тема гимна «Боже, Царя храни!» Соответственно, царя было упоминать нельзя, гимн тоже. И что же делать? 

Музыка-то гениальная, исполнить-то хочется. 

И вот композитор Виссарион Шебалин взял партитуру «1812 года», вырезал оттуда «Боже, Царя храни!» и на его место вставил хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» Глинки, которая тогда называлась «Иван Сусанин». <...> И самое удивительное — с какой хирургической точностью Шибалин это сделал. И получилось! <...> По музыке всё совпало», — рассказал эксперт.

Такой «монтаж» — это настоящее искусство, требующее одновременно и соответствия идеологии, и сохранения эмоций из оригинала. Однако классикой — в широком смысле — может стать и такая «обработанная» версия, и произведение, написанное на заказ, и просто однажды ставшая модной мелодия.

Летом в старинной кирхе под Полесском выступил струнный квартет.

13 065