К следующей весне шлюз №5 на Мазурском канале станет музейным пространством. На территории бывшей «заброшки» также хотят обустроить кафе, парк экстремальных развлечений и детскую площадку. Об идеях и планах «Клопс» рассказал собственник объекта Алексей Зиновьев.
«70 лет конь не валялся»
Шлюз №5 построили в конце 1930-х. В середине 1960 годов из советской части Мазурского канала ушла вода — примерно с тех пор объект стоял заброшенным. Нового хозяина он обрёл лишь зимой 2024-го. Восстанавливать сооружение с такой историей, по словам собственника, очень непросто.
Там, условно говоря, 70 лет конь не валялся. А в девяностых, когда эта территория вышла из пограничной зоны, там, к сожалению, порезвились металлисты, то есть порезано было всё. Да и не скажу, что сейчас гости не оставляют после себя мусор», — рассказывает Зиновьев.
Как отмечает предприниматель, взяться за сложный позабытый объект ему велел зов сердца: «Я знаю людей здесь, знаю район, я полюбил его. У меня сейчас, в принципе, есть свободное время, есть силы и потенциал. Почему бы нет?»
Жители Озерков, по словам Зиновьева, поддерживают планы сделать из шлюза туристический объект. Самое трудное — решить все юридическое вопросы, потому что проект пересекается со множеством официальных структур.
Планы на зиму
Основные противоаварийные работы на шлюзе уже завершены. В опасных местах установили ограждения, закрыли технические отверстия, убрали мусор. В ближайших планах — установка информационных стендов для туристов, создание смотровых площадок. Как отмечает Зиновьев, на шлюзе могли бы появиться и кафе со скалодромом — для последнего уже готовы несколько дорожек.
Создать «набор туристических услуг» собственник собирается к следующей весне. Идей много: территорию хотят включить в веломаршруты, предложить поклонникам катания на сапах и лодках. Для любителей пожарить шашлыки на природе могут поставить беседки, а для тех, кто предпочитает уединение — глэмпинг.
Шлюз как гидротехническое сооружение восстанавливать не будут. Рабочие пробовали поднять ворота, но это не удалось сделать даже при помощи двух 20-тонных лебёдок. Наполнять шлюз водой может быть опасно, причём проблема не только в нём самом, но и в канале, который не был достроен ещё в немецкие времена.
«Мы будем пробовать восстанавливать работоспособность отдельных элементов шлюза, чтобы сделать его более интересным для туристов», — добавил Зиновьев.
Высота, достойная водопада
Музей на шлюзе будет посвящён истории Мазурского канала. Будущим гостям планируют рассказывать о речных коммуникациях, аналогичных сооружениях в России и за рубежом.
Помочь с подготовкой экспозиции согласился калининградский учёный Юрий Бардун, который «посвятил более десяти лет» истории этого водного пути. В своё время он прошёл пешком вдоль всей рукотворной трассы канала (около 45 км) и издал путеводитель по его российской части.
Конкретные технические решения зависят от бюджета и подрядчиков, но с концепцией музея собственник уже определился. Это будет 3D-пространство с проектором. Изображение захватит три или четыре стены, на которых будет транслироваться видеоконтент.
«Также мы сделаем макеты самого шлюза, чтобы показывать, как он должен работать. Думаю, что может появиться и макет канала — или только нашей стороны, или вместе с тем, что [находится] в Польше. Чтобы понимать, как шлюз вписывался в общую инфраструктуру», — объяснил инвестор.
По мнению Зиновьева, подобная экспозиция была бы очень уместна на Мазурском канале: «Наш шлюз не самый маленький в масштабах не только страны, но и мира.
Если посмотреть на популярные водопады, тот перепад высот, который у нас есть — 15 метров — это очень прилично даже на мировом уровне».
Поскольку помещения внутри шлюза небольшие и плохо подходят для музея, не исключено, что часть объектов разместится под открытым небом.
«Физические» экспонаты в музее тоже будут, причём их надеются найти в самом шлюзе. Сейчас вода скрывает до двух метров скопленного ила. «Я просто уверен, что мы там что-то найдём. В зависимости от того, что это будет, планы [по содержанию выставки] могут корректироваться», — замечает Зиновьев.
Гидротехнический объект может привлечь внимание гостей к инженерному делу. Собственник уверяет, что на шлюзе можно организовать проекты по профессиональной ориентации молодёжи.
«Возможно, мы войдём в какую-то синергию с другими людьми, у которых есть своя «песня души», которые увлечены историей Калининградской области и хотят что-то показать людям — например, собирают коллекции. Если есть такой интерес, мы открыты для диалога», — предлагает Зиновьев.
Соседский пример
Зиновьев уверен, что после ремонта в Озерки будет ездить ещё больше людей — похожая история произошла в Сувалкском воеводстве Польши. Соседи активно используют гидротехнические элементы для привлечения туристов и развития инфраструктуры.
«Мы беседовали с администрацией Правдинского района, они очень заинтересованы в том, чтобы это развивалось. Но шагать надо размеренно, чтобы штаны не порвать, поэтому мы не торопимся», — объяснил предприниматель.
Сейчас шлюз №5 входит в «туристическое кольцо», охватывающее интересные места в районе Правдинска. Не исключено, что у сооружения появятся «туристические связки с Железнодорожным»: например, объединённые экскурсионные маршруты. Сейчас путешественникам без личного авто попасть в Озерки непросто — в дальнейшем в районе шлюза может появится остановка пригородного поезда. Этот вариант собственник обсуждал с РЖД.
В Озерках пожарные спасли рухнувшую в шлюз собаку.