Во время благоустройства острова Канта рабочие обнаружили под землёй остатки домов бывшего Кнайпхофа. Куски стен выглядят непрезентабельно, однако, по мнению историков и краеведов, могут оказаться ценной находкой. Что откопали в центре города и получится ли это использовать, разбирался «Клопс».
Зеркало времени
Обломки стен лежат под эстакадным мостом напротив СК «Юность». Строители достали их из грунта, когда готовили участок для инсталляции «философское зеркало» — этим проектом, как и благоустройством остального острова, занимается Кафедральный собор.
«Фрагменты стен не были соединены между собой или с какими-либо фундаментами, они были присыпаны поверхностным слоем грунта в послевоенное время», — рассказал директор учреждения Григорий Хуциев.
Кнайпхоф — третий город, возникший вблизи замка Кёнигсберг на естественном острове между двумя рукавами Прегеля (ныне остров Канта). Его заселение началось в 1286-м, а к началу Второй мировой войны это было густонаселённое место с полутора десятками улиц. 30 августа 1944 года ВВС Великобритании разбомбили Кнайпхоф, повредив все постройки. Позже, во время штурма Кёнигсберга, по берегу острова прошла одна основных линий обороны внутри города. В советские времена руины домов разобрали на кирпичи, а территорию подвергли перепланировке.
Это важно?
«Клопс» спросил экспертов, что они думают об обнаруженных обломках. Кандидат исторических наук и доцент ОНК «Институт образования и гуманитарных наук» Илья Дементьев отметил, что подобные открытия очень значимы для города: «Конечно, любые находки такого рода имеют ценность, и их нужно сохранять и с точки зрения здравого смысла, и по закону».
С Дементевым солидарен основатель музея Altes Hause Александр Быченко. Он также заявил, что подобные находки ценны для истории, сохранять их имеет смысл.
Мистик, историк и краевед Сергей Трифонов придерживается другого мнения. «Там весь остров в остатках немецких домов, в этом ничего нового нет. <...> У нас [в Калининграде] каждый кирпич представляет историческую или культурную ценность», — заявил эксперт.
Трифонов отметил, что обломки кнайпхофских зданий интересны с точки зрения краеведения. Он допускает, что специалистам удастся выяснить, кто жил в этих домах и что там располагалось. Однако на то, что в руинах удастся найти нечто более значимое, краевед не рассчитывает.
Подвал, глина и вода — и не более того. В лучшем случае пару бутылок битых найдут», — уверен Трифонов.
Эксперт добавил, что на острове есть более любопытные руины — например, фундаменты домов XII и XIV веков или подвал бывшего банка.
Новая жизнь старых кирпичей
Идею использовать руины как отдельный объект в Кафедральном соборе не рассматривают. С таким подходом согласен и Сергей Трифонов: «У нас весь город в инсталляциях, от этого уже тошнит. Каждый немецкий обломок, каждый немецкий сарай не может быть инсталляцией. <...> От этого люди устанут, это будет претить».
Представители учреждения посовещались с архитекторами насчёт вторичного использования обломков. Руины решили не уничтожать, а задействовать в благих целях: немецкие кирпичи станут частью пространства под мостом.
Старые стены используют в качестве оснований для скамеек в кинотеатре и в разделительных конструкциях между зонами подмостового пространства, пообещал Григорий Хуциев. «Поэтому они лежат здесь и ждут своего часа», — добавил директор собора.
В руинах кирхи Бранденбург нашли надгробную плиту Гюнтера фон Хоэнштайна, считавшуюся утраченной.