2 июня на фестивале «Креспектива» в Калининграде выступит основательница агентства Lumpen, где работают модели с нестандартной внешностью, сотрудничающие с Gucci, Balenciaga и Vetements. Визионер, актриса, режиссёр — Авдотья Александрова рассказала «Клопс», можно ли найти баланс между творчеством и семьёй, как нащупать неповторимый стиль и почему художник не должен быть голодным.
Как вам пришла идея работать с нестандартными моделями?
— Мне всю мою жизнь нравились такие лица. Если вернуться в моё прошлое художника, то я очень часто рисовала портреты именно таких людей. Мне нравились такие персонажи на фото, в клипах, в кино. Идея возникла из того, чем я окружала себя с детства.
Сильно ли пострадал рынок «классической красоты», когда в моду вошли люди с нестандартной внешностью?
— Никто не пострадал, потому что люди конвенциональной классической красоты всегда будут востребованы. Просто теперь рынок лиц более обширный.
Ваша основная работа сейчас связана с индустрией моды. Есть ли ещё какое-то направление, в котором вы хотели бы себя попробовать?
— Моя работа связана с индустрией моды и всем, что с ней соприкасается. Мы сейчас работаем как полноценный видео- и фотопродакшн. Снимаем кампейны для модных брендов, делаем декорации для концертов. Я этим занималась и раньше, просто не под эгидой продакшна. Ещё в какой-то момент я планирую вернуться снова в индустрию кино.
— К режиссуре? О чем будет следующий фильм?
— Я всю жизнь имела тягу к автомобилям. И в последнее время довольно сильно окунулась в эту сферу. Ещё давно у меня была мечта снять фильм про автомобилистов. Так что следующий фильм 100% будет про автомобилистов.
Для вас творчество — это сублимация чувств и выплеск энергии или что-то ещё?
— Я бы добавила сюда опыт от увиденного. То есть даже не опыт, а багаж увиденного за жизнь.
Коммерческое творчество может быть сопряжено с высоким искусством или это исключительно про деньги и бизнес?
— А что значит высокое искусство? Кто оценивает, какое искусство высокое, а какое нет? Мне кажется, в каждом модном бренде, в котором работает креативная команда, эта команда занимается искусством. Эти бренды зарабатывают деньги благодаря этим людям, но эти люди тоже зарабатывают деньги — по-моему, это вин-вин.
Я лично за то, чтобы художники получали большие деньги за своё творчество, за свою работу. Потому что бедный художник в первую очередь занят закрытием базовых потребностей. И если у человека нет денег даже просто на еду, он вынужден постоянно думать о том, где достать эти деньги, он не может думать о новых идеях.
Замечали ли вы, что в стремлении быть «не как все» художники все чаще начинают раздражать зрителя?
— Любой художник, который выделяется среди общей массы, всегда будет раздражать. Да и вообще любой человек, который выделяется из общей массы, будет раздражать людей, потому что не все могут себе позволить выделяться, а очень хочется.
За последнее время произошли десятки скандалов с участием именитых модных домов и звёзд. В погоне за креативом нарушаются моральные, этические и юридические нормы. Как вы считаете, почему так происходит и как не перейти эту грань?
— В последнее рафинированное время все очень следят друг за другом и пишут доносы, все стали жуткими морализаторами и ищут, как бы заработать побольше денег с брендов тех же. И вот этот синдром отмены, который сейчас происходит, — это тоже такая не совсем честная история. Художники и раньше допускали подобные ошибки, но их никто не отменял. Невозможно творить, как робот, нигде не допуская осечки.
В своём интервью вы рассказывали, что для съёмок моделей всегда приглашаете фотографа из другого города. Настолько вам нравится её стиль. Но когда приходишь в творчество, сталкиваешься с кризисом, как будто всё уже создано до тебя. Как сегодня искать свою самобытность?
— Когда человек творит — он просто не может существовать без этого. И ему совершенно неважно, повторяет он за кем-то или нет, делал это кто-то до него или нет. Ему просто хочется сделать.
Что важнее для успеха — талант или дисциплина?
— 50 на 50. Просто талантливый человек, у которого отсутствует стержень, обязательно должен иметь менеджера или продюсера. Малоталантливый человек с задатками хорошего менеджера или управленца должен обязательно найти себе креативную команду.
У вас есть чудесная дочка, о которой вы отзываетесь с большой любовью. Повлияло ли появление ребёнка на ваше творческое видение? Может быть, планируете придумать новый проект с участием детей?
— Мы давно уже думаем об ответвлении агентства Lumpen Kids, но нужно нанять специфических агентов, потому что я лично сама не готова заниматься детьми — для меня это сложный новый, неизведанный мир.
Рождение ребёнка, конечно, очень сильно влияет на творчество в том числе. Становишься как-то более свободным, возвращаешься в своё детство, вспоминаешь, что ты любил, когда был ребёнком. И, конечно, это влияет на творчество в первую очередь — живёшь в постоянном предвкушении нового чуда или подарка за поворотом.
Креативный человек способен найти гармонию между творчеством и личной жизнью, семьей? Или он «обречен» жить по зову музы?
— Конечно, может найти. Просто везде важен баланс, не должно быть перекоса, потому что если это начинает происходить, то рушится сразу всё.
У вас есть семейные хобби?
— Кататься на автомобилях, на картинге, ездить в грязь, зимний дрифт. А ещё восстановление ретро автомобилей.
Что помогает вам продолжать творить после неудач? Что вдохновляет, перезаряжает?
— Как ни странно, мне помогают продолжать творить новые идеи. Я постоянно что-то новое придумываю, генерирую. И когда у меня случаются какие-то чёрные полосы, всегда, как только я немного отвлекаюсь от этого состояния, я могу обнаружить какую-то новую крутую идею. Поэтому нужно стараться отвлекаться от неудач. В этом может помочь даже простая прогулка. Вдохновляют и перезаряжают природа, фотография, архитектура, общение с новыми людьми, поездки за рулём.
Поделитесь вашими способами развития креативности?
— Если этот креатив связан с визуалом, как в моём случае, то очень-очень много смотреть, как и что делают другие — контент, кино, клипы. Ещё гулять на природе, знакомиться с новыми людьми, встречаться в новых местах, есть новую еду, постоянно получать новый опыт.
Назовите несколько книг и фильмов, которые повлияли на ваше мировоззрение?
— Вся фильмография Ларса фон Триера. Я практически на нём росла. И на Набокове ещё.
Авдотья Александрова выступит на фестивале «Креспектива», который пройдёт 1-2 июня в Центральном парке культуры и отдыха. Тема лекции — «Искусство предугадывания трендов: как быть впереди времени в индустрии моды?» Вход на фестиваль свободный, по регистрации.