Статья

Ромео и Джульетта повзрослели: почему продолжение культовой мелодрамы не растопило зрительские сердца

17:44
Ромео и Джульетта повзрослели: почему продолжение культовой мелодрамы не растопило зрительские сердца - Новости Калининграда | Кадр из фильма «14+ Продолжение»
Кадр из фильма «14+ Продолжение»

11 мая в российских кинотеатрах вышел сиквел мелодрамы Андрея Зайцева «14+», в своё время растопившей не один миллион сердец и окунувшей зрителей в их юность. Но что же случилось с повзрослевшими Лёшей и Викой и почему рейтинг долгожданного «Продолжения» упал до критических значений?

В мире влюблённых подростков прошло 4 года. Лёше (Глеб Калюжный) стукнуло 18, и во снах ужасающими бытовыми картинами начала являться взрослая жизнь. Сцена — каноническая трагикомедия, набившая оскомину: вздорная жена Вика (Ульяна Васькович) с маленьким сыном на руках, визжа, вымогает деньги у мужа. К счастью, сон вряд ли претендует на реализацию в будущем — ведь между российскими Ромео и Джульеттой всё кончено. Первая любовь так и осталась первой, закрытой книгой на полке жизни.

Однако помимо нерасставленных точек над «и», Лёшу терзает и другая проблема. Суетливая мать-одиночка (Ольга Озоллапиня) пристраивает своего сыночка в педагогический колледж, дабы избежать армии. Но карьера учителя, судя по всему, не для парня — его сердце рвётся к военной форме, сапёрным лопаткам и казармам. Это — его долг: защищать Родину и с гордо поднятой головой встречать новые испытания судьбы. В стремлении стать рядовым его поддерживают все — от пропитого соседа у мусоропровода до самого режиссёра. Но только не мать. А у неё и выбора-то нет — женщине придётся смириться, что её единственный сын стал взрослым и сам определяет свою судьбу.

Если зритель уже отчаялся найти в суровой реальности нотку той самой детской влюблённости, то зря (а, может быть, и нет). Зайцев влюбляет Лёшу в неугомонную Настю (Полина Гухман) — девушку, заполняющую всё пространство своей болтовнёй и странными порывами помочь всем и вся без разбора, доходящими порой до абсурда. И вот вроде бы режиссёр и пытается возродить то, что так дорого сердцу зрителя — а всё не то: это не «Лёша + Вика навсегда», не трясущиеся от переживаний руки, не первый танец с осторожными прикосновениями, не первое в жизни «я тебя люблю» шёпотом. Шарм шекспировской истории испарился, не оставив и следа.

Ромео и Джульетта повзрослели: почему продолжение культовой мелодрамы не растопило зрительские сердца - Новости Калининграда | Кадр из фильма «14+ Продолжение»
Кадр из фильма «14+ Продолжение»

Так что же случилось со всеми любимой подростковой драмой? Прежде всего — фильм не про любовь. Даже если Зайцев упрямо пытается транслировать эту идею через нелепый роман с Настей, фильм не про любовь. Максимум — про её дотлевающие остатки. Всё, что осталось от прежних героев — это равнодушная Вика, безэмоционально отправляющая главного героя в армию с целью «повзрослеть», и местами по-детски наивный в собственных убеждениях Лёша. А дальше — главная и второстепенные сюжетные линии, рождённые из «потому что» Зайцева, выступившего в роли сценариста.

Безусловной звездой сиквела стал повзрослевший и набравшийся опыта Глеб Калюжин, за 8 лет выросший из дебютанта в фундаментального актёра российского кино. В сериале «Чёрная весна», вышедшем незадолго до «Продолжения», Глеб предстаёт в совершенно ином амплуа дерзкого и местами безбашенного дуэлянта XXI века. Однако даже прекрасное владение актёрским мастерством не спасает его персонажа. Всё дело в «потому что» Зайцева. У главного героя совершенно отсутствуют какие-либо мотивы – идти к Вике на съёмочную площадку, чтобы услышать «Я тебя больше не люблю», рваться в армию и, уж тем более, ни с того ни с сего влюбляться в Настю. Никаких предпосылок. Оттого все действия Лёши выглядят натужными, наигранными. Ненастоящими.

Ромео и Джульетта повзрослели: почему продолжение культовой мелодрамы не растопило зрительские сердца - Новости Калининграда | Кадр из фильма «14+ Продолжение»
Кадр из фильма «14+ Продолжение»

При просмотре фильма складывается ощущение, что Зайцев страдает нездоровой любовью к советскому кинематографу. Нездоровой, потому что пытается провести параллель с ними во многих моментах в своём фильме, но не умеет грамотно вплести их в контекст истории. Почему Лёша хочет в армию? Ну, вот Иван из «Курьера» Карена Шахназарова собрался же в армию! А Лёша чем хуже? Кстати, именно в подобном смысле отрывок из «Курьера» и крутится на телевизоре в кадре. Или Женя Стеблов, герой фильма «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии — саундтрек оттуда звучит в «Продолжении» неоднократно — он вот тоже собрался в армию. И Лёша тех же помыслов и стремлений. Да только вот Лёша, попадающий аналогичным образом в полицию, не Стеблов и не Мирошников. Он — герой XXI века, ориентированный прежде всего на современную молодёжь. А стало быть, он выпадает из привычной картины нынешней действительности, и отождествлять себя с беспричинно воодушевлённым парнем уже не получается.

В целом, повесточка Зайцева призвать молодёжь добровольно идти в армию, ужасающе жирной красной линией проходящая вдоль повествования мелодрамы, в рамках современных событий выглядит максимально нелепо. Призванная привлекать, она своей топорностью и неактуальностью мысли, скорее, напротив — отталкивает разочарованного зрителя. Фильм явно родился не в том месте и не в то время.

Зайцев попытался на почве темы подросткового становления взрастить тему доблестной службы в армии. А в итоге самым низменным образом растоптал первое и несуразно преподнёс второе, оправдываясь примерами из советского прошлого. Картина прошла мимо сердец как зрителей, выросших на истории юных Лёши и Вики, так и целого поколения.

12+
1 400