Статья

Отклик на «Вызов»: чем интересен первый художественный фильм, снятый в космосе

18:50
Кадр из фильма «Вызов»
Кадр из фильма «Вызов».

В День космонавтики, 12 апреля, режиссёр Клим Шипенко сделал подарок всей стране. В кинотеатрах стартовал показ фильма «Вызов» об отважной женщине-хирурге, перед которой стоит сложнейшее испытание в её жизни. Какая реальная вселенная на ощупь в объективе Шипенко? 

Торакальный хирург Женя Беляева (Юлия Пересильд) готовится к самой тяжёлой и опасной операции в её практике. Ей предстоит отправиться на МКС, чтобы в условиях невесомости спасти жизнь тяжелораненому космонавту, которого невозможно транспортировать обратно на Землю. 

За стенами Боткинской больницы доктор Беляева — обычная женщина. На её попечении — бунтующая дочь-подросток и мать с больным сердцем, настойчиво отказывающаяся принимать лекарства. Плюс тяжкий груз вины за смерть мужа, висящий крестом много лет. В один прекрасный миг Жене представляется возможность вырваться из рутины и залечить кровоточащую сердечную рану, спасая Олега Богданова (Олег Новицкий), у которого на Земле осталась семья.

Кадр из фильма «Вызов»
Кадр из фильма «Вызов».

С технической точки зрения «Вызов» — абсолютный прорыв в мировом игровом кино. Клим Шипенко, Юлия Пересильд и трое действующих космонавтов Роскосмоса, Антон Шкаплеров, Пётр Дубров и Олег Новицкий, полтора года назад отправились в незабываемое 12-дневное путешествие на международную космическую станцию. Конечно, сцены операции можно было отснять и в специально оборудованном павильоне, как отмечает ряд критиков. Однако Шипенко сделал ставку не только на реализм, но и на те неподдельные эмоции, которые испытала Пересильд. В узкой трубе, где невозможно толком развернуться, светом, звуком и операторской работой заведовал сам режиссёр. И вышло на удивление хорошо. Характерный, неестественный в земных условиях солнечный свет, в лучах которого парит Беляева — поистине завораживающее зрелище. 

В рисковое космическое путешествие Шипенко умело вплёл и простые, но трогательные перипетии женской судьбы. Тут вам и любовных дел проблема — Женя, не отпустившая гибель мужа в автокатастрофе, не может заново открыть сердце для своего коллеги Владимира (Милош Бикович). И проблема матери и дочери: в больнице врач бьётся за жизнь своих пациентов, а дома сражается с дочерью и матерью-приверженцем народной медицины. 

Кадр из фильма «Вызов»
Кадр из фильма «Вызов».

И пожалуй, самая наболевшая тема, откликающаяся в сердцах многих зрителей, — дискриминация женщин как специалистов в определённых профессиях. Героиня Юлии становится новым российским символом того, что этот стереотип можно и нужно сломать. При отборе кандидатов к полёту руководство не обращает внимания на единственную девушку в команде. Как потом выяснил для себя Константин Волин (Владимир Машков), зря. 

Пока в перерывах между тошнотой и потерей сознания мужчины уже примеряют на себя увесистую медаль Нобелевской премии, Беляева уверенно проходит испытания центрифугой и барокамерой, придумывает оборудование операционного стола и даже изобретает способ фиксации пациента и врача в условиях космоса. В её глазах Волин видит не алые буквы «СЛАВА», а простое человеческое желание помочь, идущее из самого сердца. И именно виртуозное мастерство в своём деле, приправленное благородными человечными мотивами, открывает дорогу женщине-хирургу в холодный и недружелюбный космос. Фильм манифестирует о несущественности гендерной принадлежности, когда речь идёт о профессиональных навыках.

Абсолютной звездой на небосклоне стала ожидаемо Юлия Пересильд, известная российскому зрителю по блокбастерам «Битва за Севастополь», «Холодное танго» и «Золотая Орда». Актриса давно себя зарекомендовала как талантливый мастер перевоплощений, удивительно вживающийся в любую роль и любую историю. В её исполнении женщина-хирург вышла именно такой, какой и должна была быть: врач с твёрдой рукой и холодным рассудком на работе, даже если операционная лишена гравитации, и простая женщина с раненым сердцем и личной драмой. «Вызов» наглядно показывает, что для истинного таланта даже первый в жизни полёт в космос не становится преградой. Это не просто очередная роль. Это буквально выход за грани возможного.

Кадр из фильма «Вызов»
Кадр из фильма «Вызов».

Чтобы уверенно лавировать в стенах МКС, Пересильд потребовался месяц тренировок в Роскосмосе наравне с настоящими космонавтами. И результат полностью оправдал себя: наблюдаешь за сосредоточенным лицом актрисы и задаёшься вопросом: «Как у неё это получается?» 

Параллельно с образом серьёзного медика, которому в сложившейся ситуации явно не до смеха, Пересильд передаёт через экран реальное восхищение от встречи с необъятными просторами вселенной. В завороженном взгляде Жени Беляевой взрывается фейерверк почти детского восторга. Благодаря этим эмоциям зритель легко отождествляет себя с отважной главной героиней. Это первый полёт для Жени, для актрисы и в будущем, вполне может быть, для самой аудитории.

Клим Шипенко на целую голову перепрыгнул свой предыдущий космический шедевр — «Салют-7» и создал не только уникальное и сложнейшее в исполнении кино, ставшее культурным феноменом. Он создал универсальную историю, которая заинтересует абсолютно любого зрителя — охочего до космических приключений мечтателя и поклонников личных человеческих историй. 

Каждый может стать частью незабываемого путешествия бок о бок с храброй Женей во всех кинотеатрах страны.

12+
1 987