Статья

Восточная сказка на новый лад: рецензия на кинопритчу Джона Миллера о любви и одиночестве

14:10
Кадр из фильма «Три тысячи лет желаний»
Кадр из фильма «Три тысячи лет желаний».

Чего хочет женщина? Какие мысли и сокровенные мечты кроются в женских умах и сердцах? Сотни лет мудрецы, философы, обычные люди задавались этими вопросами, но ответ так и не был найден по сей день. Режиссёр «Дороги ярости» Джон Миллер отважился найти эту заветную формулу в своей вариации «1 000 и 1 ночи» — в фильме «Три тысячи лет желаний», вышедшем на экраны в 2022 году.

Алетейя Бинни ничего не хочет. Ни семьи, ни детей, ни любых других материальных благ. Ей достаточно того, что она уже имеет — свой разум, свою работу и истории. Сотни, тысячи древних легенд и преданий, через которые нарратолог познаёт чувства. Познаёт жизнь в её эмоциональном спектре. Но действительно ли доктору Бинни этого достаточно?

Мы все жаждем чего-то, даже если наши желания скрыты от нас.

Однажды на Гранд Базаре в Стамбуле Алетейя находит непримечательный сосуд — «глаз соловья». Очищая его от копоти, женщина случайно открывает бутылёк и выпускает... джинна. Просидевший в заточении несколько тысяч лет дух отчаянно просит освободительницу загадать 3 заветных желания. Но Алетейя не спешит выполнить просьбу странного гостя. Она научена горьким опытом древних, что искушать судьбу не стоит, а все «золотые рыбки» на самом деле коварны и хитры. Джинн не верит, что существуют такие люди — без желаний, и дабы переубедить женщину, заставить её почувствовать, пускается в удивительный рассказ о своей жизни. Три тысячи лет желаний. Три тысячи лет заточения и одиночества. Три эпохи. Три судьбы. Три женщины.

Кадр из фильма «Три тысячи лет желаний»
Кадр из фильма «Три тысячи лет желаний».

После бешеного успеха «Безумного Макса: Дороги ярости» Миллер исчез с радаров на 7 лет. И каково же было удивление зрителей, когда мастер экшена возвращается на большие экраны с красочной фантазийной историей о джиннах, султанах и Востоке. Однако в «Трёх тысячах лет желаний» отчётливо прослеживается тот самый почерк режиссёра, который так полюбился нам в его легендарной франшизе. Динамичные масштабные погони сузились до фантазий и воспоминаний одного персонажа, сухость и жар песка перекочевали из альтернативной реальности в недружественные пустыни Востока. Одно осталось неизменным от начала и до конца — страсть Миллера к яркому детализированному визуалу, что глаз оторвать невозможно.

За основу фильма режиссёр взял повесть Антонии Байетт «Джинн в соловьином глазу», написанную в 1994 г. Доктор фольклористики Джиллиан Перхольт, главная героиня, считает себя «существом вторичным» и «женщиной, на редкость не соответствовавшей своему времени и своей среде, и оттого счастливой». Начало, как и дальнейшее развитие действия, уже знакомо зрителю: Джиллиан, цитируя Джона Мильтона, «приплывает на металлических крыльях» в Анкару, где и находит загадочный cesm-i bulbul, в котором притаился джинн. Освобождённый, дух из сосуда увлекает героиню в настоящую сказку, позволяет стать полноправной участницей тех историй, что она всю жизнь изучала. Ну, и три желания, конечно — а как же без них?

Однако Миллер заимствует у Байетт лишь идею, но не инструменты. Он играет с доступными творцу инструментами — сплетает литературу в книжных, почти неживых диалогах и кинематограф в действии, рациональное и иррациональное, разум и чувственность, подлинное и фантазийное. И в этом сумасшедшем зелье рождается обновлённая история со смещёнными по требованию времени акцентами.

Режиссёр нарекает героиню новым именем — из земной Джиллиан в мифологическую Алетейю, греческую персонификацию Истины. Новое имя и определяет во многом экранного персонажа, от развития которого зависит всё повествование. Джиллиан Перхольд, зная обо всех опасностях игр с джиннами, без раздумий цепляется за осуществление первого подаренного желания — «вернуть молодость и здоровье». В сцене, когда джинн умоляет начать загадывать, Истина (Алетейя) воплощается в разуме женщины. Она осторожна и не доверяет сладким речам мифического существа — ведь истинность его слов ничем не подкреплена. А потому не спешит с желаниями и погружается в его историю в поисках ответов на свои вопросы. Разум Алетейи, сплетаясь со страстью джинна, рождает новую, преобразившуюся истину: жизнь во всём её проявлении красок и чувств невозможна без умения желать.

Нет ни человека, ни ангела, ни джинна, который отказался бы удовлетворить свои сокровенные желания. И только мне досталась такая, которая ничего не хочет!

Современного зрителя довольно трудно удержать классической камерной историей по канонам старого Голливуда. Однако и здесь Миллер сотворил чудо, соединил невозможное: Тильду Суинтон и Идриса Эльбу. Суинтон — одна из самых загадочных, нетипичных и недоступных для понимания актрис современной индустрии кино. Внеземная богиня примерила на себя самую простую и одновременно самую сложную роль в этом фильме — роль самой что ни на есть обычной женщины-учёного и роль слушателя. На первый взгляд, очень легко сидеть в белоснежном халате и просто слушать. Однако выражение молчаливого участия в повествовании требует высококлассных актёрских навыков. И Тильда Суинтон справилась с этой ролью безукоризненно. Мимика актрисы меняется от истории к истории — от скептичного недоверчивого прищура к приоткрытому рту и проникновенному взгляду, в глубине которого зажёгся огонёк надежды.

Идрис Эльба, напротив, яркий представитель современного общества с вполне каноничной внешностью. Мужчине из 21 века выпала возможность перевоплотиться в утомлённого многовековым одиночеством древнего джинна, полного страсти и жажды жизни, жажды чувств. И здесь с выбором актёра Миллер не прогадал. Эльба — во многих фильмах это заметно — владеет удивительной техникой игры голосом и мимикой в стиле «добрый господин»: спокойное, но строгое лицо и мягкий, пряный, как корица, наставляющий баритон. Он, как нерадивого ребёнка, ведёт Алетейю за руку по сияющей тропе мудрости и глупости своей жизни.

Полярно разные актёры оказались на полярно разных местах. И эта игра на контрастах и неподражаемое мастерство создало на экране почти осязаемую химию между героями, на которой держится вся атмосфера фильма.

Кадр из фильма «Три тысячи лет желаний»
Кадр из фильма «Три тысячи лет желаний».

Фильм снимался в самый тяжёлый для современного кинематографа период — коронавирусную пандемию. В связи с ограничениями создателям пришлось отказаться от ряда локаций для съёмок. И основную часть работы на себя взяли закадровые волшебники — операторы, монтажёры и CGI-художники. Плавные, но динамичные переходы между кадрами, создание эффекта полёта и незримого присутствия в кадре, игра проработанных текстур камня, газовой материи, пыли и кожи позволяют зрителю максимально погрузиться в историю и почти тактильно ощутить на себе незримый жар от физической оболочки джина или холод и сырость каменных плит османского дворца.

«Три тысячи лет желаний» — это удивительная сказка для взрослых, созданная умелыми руками сказочника Джона Миллера, где сплетаются красочные картины из прошлого и лаконичность белоснежного номера в отеле, динамичные сражения и умиротворяющие разговоры тет-а-тет, увлекательные истории Шахерезады и простая житейская мудрость. Разум и чувственность. Сладкие надежды и суровая реальность. Замечательная возможность взглянуть на режиссёра с новой стороны.

16+
471