Статья

Главный кинофилософ Италии: вспоминаем две лучшие работы Паоло Соррентино в день рождения маэстро

11:45
Главный кинофилософ Италии: вспоминаем две лучшие работы Паоло Соррентино в день рождения маэстро - Новости Калининграда | Фото: скриншот из интервью Паоло Соррентино
Фото: скриншот из интервью Паоло Соррентино

31 мая отмечает день рождения один из самых талантливых режиссёров Италии, мастер маскарадов на большом экране и старый добрый друг, знающий обо всех человеческих слабостях и охотно делящийся своими откровениями, — Паоло Соррентино. В честь 53-летия маэстро иронии и завораживающих кадров вспоминаем две лучшие его картины.

Сериал «Молодой Папа (The Young Pope)», 2016 г.

«Молодой Папа» — уникальное произведение в фильмографии Соррентино. Прежде всего, это первый его сериал, который снискал бешеный успех у мирового зрителя. Да и сам по себе «Молодой папа» отличается от ранних картин кинематографиста.

Кадр из сериала «Молодой папа»
Кадр из сериала «Молодой папа».

47-летний американец Ленни Белардо (Джуд Лоу) в один прекрасный момент становится новым папой римским, принимая имя Пий XIII, и встаёт во главе не только микрогосударства Ватикан, но и многомиллионной паствы. Коварные кардиналы, пережившие не одного папу, недооценивают молодого понтифика и считают его лишь пешкой в своей хитросплетённой политической игре. Однако умный, строптивый, харизматичный Пий XIII не так прост, как все хотели бы думать. Он чинит настоящую консервативную революцию в современном христианском мире: закрывает двери храмов для «недостаточно верующих», вычищает ряды священнослужителей и сам прячется в тени под эгидой «Я никто».

Меня изображать не надо, потому что я никто. Только Бог может быть. А я не стою ни сорока пяти, ни даже пяти евро. Я ничего не стою».

На первый взгляд «Молодой Папа» — это классические дворцовые интриги, щедро сдобренные острой сатирой, многогранными персонажами и умиротворяющими видами Рима. Однако среди этих интриг красной нитью пролегает излюбленный лейтмотив Соррентино — поиск и определение себя. 

Взошедшего на престол Пия XIII курия считает дьяволом, а миряне — истинно святым. Сам же папа поначалу отрицает свою веру в Бога, хотя сам отводит себя на второй план, превознося Иисуса Христа. А в итоге, поборов себя, приходит к истинной вере, приходит к Богу. Так же и зритель — полный растерянности, вступает на новую тропу жизненного пути, борется с внутренними противоречиями и призраками из прошлого и пытается отыскать дорогу к себе, к своему сердцу.

Ещё задолго до этого сериала режиссёры разных стран прибегали к теме христианства в своих картинах — тот же Рон Ховард, адаптировав романы Дэна Брауна, предпринимал попытки приоткрыть завесу ватиканской тайны и христианской веры в фильмах «Код да Винчи» (2006 г.) и «Ангелы и демоны» (2009 г.). Но практически все киношные священники были максимально далеки от обычных людей — закрытые, недоступные, живущие в собственном мире. 

На их фоне «Молодой Папа» выгодно отличается — и в этом заслуга Соррентино в качестве сценариста. Он наделил каждого из своих героев своей собственной историей, реальной жизнью. Для всех Ленни Белардо — папа римский, глава Ватикана и христианской церкви, а за закрытыми дверями он курит в папском дворце, пьёт на завтрак любимую вишнёвую колу без сахара и по ночам сбегает с другом детства на улицы Рима. 

Кардинал Войелло (Сильвио Орландо) жить не может без внимания прессы к себе, носит смартфоны с изображением игроков футбольной команды «Наполе», а вечера проводит в компании мальчика-инвалида, которого считает своим единственным другом. Сестра Мэри (Дайан Китон), наставница папы, практически всё своё свободное время проводит за игрой в баскетбол. Даже второстепенные персонажи имеют свою историю. Они живые. И этим сериал подкупает даже самого непросвещённого в религиозном вопросе зрителя.

Кадр из сериала «Молодой папа»
Кадр из сериала «Молодой папа».

«Молодой Папа» после выхода на стриминговые платформы собрал огромное количество отзывов, как положительных, так и отрицательных. Несмотря на всю противоречивость фильма, можно сказать одно: «Молодой Папа», несомненно, стал одной из самых знаковых картин в творчестве Соррентино и в истории киносериалов.

Рейтинг Кинопоиска: 8,2/10
Рейтинг MyShows.me: 4,3/5

«Рука Бога (È stata la mano di Dio)», 2021 г.

Последний на данный момент фильм Паоло Соррентино, вышедший на мировые экраны. Эта лента — как будто то, чего поклонники так долго ждали от режиссёра. Личное откровение.

Главный кинофилософ Италии: вспоминаем две лучшие работы Паоло Соррентино в день рождения маэстро - Новости Калининграда | Кадр из фильма «Рука Бога»
Кадр из фильма «Рука Бога»

1984 год. Колоритный Неаполь расплывается жарким миражом в своей неспешной жизни. Через экран солоноватый морской бриз гонит свежий аромат цитрусовых деревьев. Фабьетто Скиза (Филиппо Скотти) растёт в окружении классической итальянской семьи, огромной, шумной и весёлой. Их жизнь похожа на статичную картину — обычный, плавно развивающийся истоптанный сценарий. Сердце и голову юного Фабио занимают не планы на будущее, не школа, а легендарный футболист Диего Марадона (Даниэле Викторио) и очаровательная тётя Патриция (Луиза Раньери). Но рано или поздно судьба заставляет выйти за пределы безмятежной, как сон, картины и двигаться дальше. На смерти родителей жизнь подростка будто обрывается. Он остаётся совсем один в огромном мире и не понимает, что ему делать со своей жизнью. Усилием воли, через страхи, сомнения и обиды приходится отправляться на поиски себя. 

Главный кинофилософ Италии: вспоминаем две лучшие работы Паоло Соррентино в день рождения маэстро - Новости Калининграда | Кадр из фильма «Рука Бога»
Кадр из фильма «Рука Бога»

И снова звучит тот самый лейтмотив, связывающий все работы режиссёра в одно целое, — поиск себя и своего места в жизни. Только если в предыдущих работах, даже в «Молодом Папе», зритель чувствовал Соррентино исключительно как мастера, в этом фильме его чувствуют как человека. В «Руке Бога» его больше, чем Фабьетто, чем его семьи, чем Неаполя.

Паоло Соррентино родился и вырос в Неаполе и вложил в изображение родного города львиную долю собственных воспоминаний. Кроме того, будучи истинным итальянцем, он отвёл одно из ключевых мест легенде итальянского футбола, за которого болеть приучают чуть ли не с малых лет, Диего Армандо Марадоне, и, безусловно, Богу. Недаром существует выражение: «Каждый итальянец в воскресенье должен сначала сходить в церковь, а потом на футбол». 

С присущей итальянцам эмоциональностью и страсти с гиперболизации Соррентино возводит Марадону в ранг Бога и наделяет статусом вершителя судеб, и известное в футболе выражение «Рука Бога» (один из самых знаменитых футбольных голов в истории, исполненный Диего Марадоной) перестаёт носить исключительно метафорический характер. Фабьетто отказывается от поездки с родителями в их новый дом, потому что боится пропустить матч, в котором участвует Диего. И в итоге юноша чудесным образом избегает участи, постигшей мать и отца, задохнувшихся угарным газом. Соррентино устами дяди Фабио говорит парню (и зрителям), что это — дело «Руки Бога» (Марадоны). И это чудесное спасение — начало долгого пути, толчок навстречу туманному будущему.

Главный кинофилософ Италии: вспоминаем две лучшие работы Паоло Соррентино в день рождения маэстро - Новости Калининграда | Кадр из фильма «Рука Бога»
Кадр из фильма «Рука Бога»

«Рука Бога» — это не просто очередной фильм. Это старый друг, осторожно появившийся в жизни зрителя по прошествии многих лет. Прошедший через боль, потери и страхи, он хранит в себе то самое тепло, уют и спокойствие. А, когда обнимаешь его, он пахнет маминым молочным супом, лимонами и морской солью. Он мягко берёт ладонь зрителя в свою и рассказывает свою историю, делится воспоминаниями и мыслями, наставляя, побуждая заглянуть в своё будущее и самому определить его.

Главное, чтобы тебе было что сказать. У тебя есть своя история? Так найди смелость и расскажи её!»

Соррентино спустя долгие годы перестал прятаться за образами и историями других героев и, наконец, рассказал свою историю — о своём жизненном пути, о силе, о страхе, о свободе. О себе. И каждый в этом фильме сможет отыскать что-то личное, ответы на волнующие вопросы. Свою «Руку Бога».

Рейтинг Кинопоиска: 7,5/10
Рейтинг IMDb: 7,3/10

16+
5 306