Московский режиссёр Матвей Матвеев поставил спектакль, сценой и декорациями для которого стали калининградские улицы, а актёрами — сами горожане 18+.
Действие начинается возле скульптуры Августа Гауля «Борющиеся зубры», более известной как «Быки», а заканчивается в подземном переходе возле руин Королевского замка. Во время представления зрители перемещаются по городу, площадками для мизансцен служат самые разные объекты: автобусная остановка на проспекте Мира, скамейка на Барнаульской, вход в технический университет, фонтан в сквере перед памятником Матери-России, бывший пункт приёма стеклотары на улице Больничной... Эти места связаны с историями людей, живших в самые разные эпохи.
Гильотина и разведчица
Красной нитью спектакля стала судьба советской разведчицы Анны Духановой, радистки разведгруппы «Максим», заброшенной в Восточную Пруссию накануне советского наступления. О Духановой рассказал в своём романе «Кёнигсберг в огне» калининградский писатель Юрий Иванов.
Анна попала в плен и была отправлена фашистами на гильотину, стоявшую в здании кёнигсбергского полицай-президиума. В последний момент казнь отложили: другая советская диверсионная группа взорвала городскую электроподстанцию, а без электричества машина не работала. Разведчица дождалась прихода советских войск, сидя в тёмной камере кёнигсбергской уголовной тюрьмы, а после войны получила десять лет лагерей. Отсидев шесть из них, Анна Духанова была полностью реабилитирована.
Машина времени
На улице Барнаульской, возле старого, ещё немецкой постройки, здания наркологического диспансера, зрители «Марша энтузиастов» переносятся в «лихие девяностые». Наркотики и ВИЧ захватывают город, сжирая человеческие жизни сотнями. Калининград становится лидером по распространению инфекции во всём Советском Союзе.
Актёры спектакля, среди которых есть бывшие наркозависимые, вспоминают этот период, стоя на своеобразной сцене с марлевым занавесом. Спрятавшись за ним, горожане рассказывают реальные истории, а калининградский писатель Олег Малышев читает жёсткий текст из своей книги «Ступени в ад».
В этот момент на другой стороне улицы зритель замечает странную процессию: несколько человек в сшитых из чёрных мусорных мешков одеждах медленно идут в сторону городского центра. Мужчина впереди играет печальную мелодию на скрипке. Механический голос рассказывает, что совсем недалеко от современного наркологического диспансера в начале XVIII века во время эпидемии чумы, убившей четверть населения Кёнигсберга, располагался один из трёх чумных домов. Туда по переулку Мёртвых больных приносили умирать. В 1888 году переулок переименуют в улицу Вагнера. Так она называется и в наше время.
«Только мы не задумываемся»
Художественный руководитель проекта Сергей Корнющенко так описывает идею постановки: «Мы предлагаем участникам спектакля найти то, что вдохновляет их в окружающем пространстве, в истории того края, где они живут сейчас, в деятельности людей, что жили здесь до нас».
Одним из режиссёров, авторов, актёров и критиков «Марша энтузиастов» стал сам Калининград. И во время репетиций, проходивших на улицах, и во время премьеры город вторгался в спектакль как мог: от горожан, подходивших с вопросом «А что вы такое здесь делаете?», до расписания движения трамвая, от которого зависела длина пауз в некоторых мизансценах.
«Технически променад-спектакль — это синтез экскурсии и театрального представления. Такие арт-проекты помогают понять историческую ценность места, в котором живём. Старая немецкая брусчатка, по которой ходим каждый день, уродливые хрущёвки, нашпигованные потрясающими человеческими судьбами, легендарный» пункта приёма стеклотары, ставший «воротами в ад» для пары сотен человек, — всё это, без сомнения, опорные точки нашей исторической памяти. Только мы про это не всегда задумываемся», — говорит продюсер проекта и актриса «Марша энтузиастов» Виктория Осипенко.
О датах представления организаторы сообщат дополнительно. Проект реализован автономной некоммерческой организацией «Становление» на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив.