Статья

Спасение Нового года и прогулка по саду: кто и как помогает прокачать калининградские музеи

12:53
Автор:

В Калининграде до 10 января впервые проходит большая новогодняя квест-программа под названием “Спасём Новый год”6+. В ней участвует шесть музеев совместно с дирекцией детских фестивалей “Острова”6+ и “Музейная мистерия”. 

Юлия Нежид | Фото: Центр креативных индустрий "Креспектива"
Юлия Нежид Фото: Центр креативных индустрий "Креспектива"

Как организаторы пришли к теме “переупаковки” музеев для привлечения аудитории и популяризации искусства, рассказывает директор “Островов” Юлия Нежид. Фестиваль проходит уже второй год на осенних каникулах и стал примером успешной коллаборации музеев и креативщиков Калининграда. 

Усовершенствовать программу мероприятия нам удалось после участия в летней сессии ”Креативный четверг”, куда меня пригласила Валерия Гусейнова, руководитель Центра креативных индустрий “Креспектива”, — говорит Юлия.

В мозговых штурмах и дискуссиях приняли участие автор бестселлера “Кроссфит мозга”16+ Игорь М. Намаконов и Софья Бассэль — соосновательница SODA.Buro, которое обучает тех, кто создаёт и продвигает проекты в сфере культуры. Эксперты порекомендовали, как выстроить синергию по схеме “стратегия — креатив — упаковка”. 

Приведу пример успешно реализованной коллаборации в рамках фестиваля “Острова” этого года. Детский экоцентр на территории ландшафтного парка на улице Ботанической  подготовил аудиоспектакль “Голоса старинного сада”6+. Над произведением работали драматург из Москвы, музейный художник и куратор из Санкт-Петербурга, звукорежиссёр из Красноярска и детский иллюстратор из Калининграда, а также музейные педагоги  экоцентра, которые придумали невероятный способ рассказать о своём саде. Чтобы получился достойный результат, потребовалось провести поэтапную работу с каждым звеном творческого объединения. Например, театральный режиссёр создала рассказы от лица деревьев, под эти тексты педагоги придумали поисковые и интерактивные задания, художник нарисовал иллюстрации, звукорежиссёр собрал команду актёров, которые озвучили тексты, сделал полноценный художественный монтаж. Дополнительно включили в программу историческую составляющую места — кёнигсбергскую историю сада, который принадлежал медицинскому факультету Альбертины и был важным объектом образования и науки”, — рассказала Юлия. 

По словам Юлии, проект продолжится в следующем году запуском приложения с аудиопрогулкой по саду. 

По результатам мозговых штурмов “Креативного четверга” и опыта проведения фестиваля “Острова” мы корректируем стратегию: мероприятию предстоит стать площадкой для музейных экспериментов и полем для интеграции разных партнёров”, — добавила Юлия Нежид.

Игорь М. Намаконов | Фото: Татьяна Рябова.
Игорь М. Намаконов Фото: Татьяна Рябова.

“Переупаковка” музеев выстраивает новые контакты с аудиторией и открывает возможность монетизации контента.   

Встретиться с прекрасным можно в очень большом количестве форматов. Музей Ван Гога —  яркий пример того, как можно переносить музейную культуру и настроение в повседневность. Он выпустил коллекцию дорожных сумок совместно с брендом Samsonite”, — рассказал Игорь М. Намаконов.  

Музей искусства в Амстердаме перенёс небольшую часть экспозиции в аэропорт, а также продаёт качественный мерч. 

За пятнадцать минут до вылета ты можешь почувствовать себя в музее”, — комментирует Намаконов.

Пример коллаборации Пушкинского музея и марки Good Local
Пример коллаборации Пушкинского музея и марки Good Local

По его мнению, в России даже кофейни на территории музея встречают сопротивление сотрудников. 

Они, как стражи какого-то миропорядка, занимаются деятельностью, именуемой высоким словом “сохранение”. Натужное супергеройство, выраженное в попытке систематизировать то, что уже накоплено предками, мешает увидеть, что на самом деле нужно делать. А именно: переформатировать цель “чтобы люди ходили в музеи”, заменив на понятие многоканальности связи с искусством. Ситуация с пандемией и посещение музеев онлайн даёт нам понять, что это не временные меры. Повседневность меняется, формируется новое личное пространство”, — считает Игорь М. Намаконов. 

Валерия Гусейнова  | Фото: Центр креативных индустрий "Креспектива"
Валерия Гусейнова Фото: Центр креативных индустрий "Креспектива"

Обновлённые и ожившие музеи могут стать платформой для развития креативных индустрий. Это позволит достичь коммерциализации и актуальности музейного пространства. К таким выводам мы пришли после серии мозговых штурмов на летней сессии “Креативный четверг””, — комментирует руководитель Центра креативных индустрий “Креспектива” Валерия Гусейнова. 

Материал подготовлен по инициативе Центра креативных индустрий “Креспектива”. Мы оказываем поддержку творческому бизнесу. Расскажите нам о себе в Instagram @krespektiva. 

6+
979