Статья

"Если устал, можно просто лечь в сугроб": в Калининграде открывается бэби-театр

13:50
Бэби-театр | Фото: страница Наталии Степаненко / "ВКонтакте"
Бэби-театр. Фото: страница Наталии Степаненко / "ВКонтакте"

В Калининграде открывается кукольный бэби-театр "Морошка". Показы первого спектакля — сказки "Мой снежный друг" — начнутся 25 декабря, и билеты от 500 рублей уже можно купить. "Афиша Клопс" узнала, что такое бэби-театр и о чём будет первый спектакль.

“В Калининграде в принципе нет ни одного бэби-театра в том формате, в котором мы хотим его делать — это факт! — рассказывает один из создателей "Морошки", продюсер Иван Андрусов. — Для меня бэби-театр — это уютное, домашнее по атмосфере и сказочное по наполнению пространство, где самый маленький ребёнок будет себя чувствовать легко и спокойно. Где он сможет поговорить с куклами и стать участником спектакля. Это то, после чего у ребёнка с ещё большей силой разыгрывается фантазия”.

Режиссёр спектаклей Наталья Степаненко рассказала подробнее о том, что такое бэби-театр.

Наталья Степаненко | Фото: личная страница / "ВКонтакте"
Наталья Степаненко. Фото: личная страница / "ВКонтакте"

— Что такое интерактивный театр и для кого он?

— Любое интерактивное бэби-действие строится с учётом особенностей возраста: происходящее не пугает детей, мы не строим хитросплетений сюжета — он понятен и прост, все герои добрые, положительные. Но это не делает действие менее динамичным — это интересно, забавно, трогательно: дети испытывают всю палитру положительных эмоций. Ребёнок нуждается во впечатлении! Он нуждается в высокохудожественном произведении: воспринять его, услышать хорошую музыку, увидеть качественный театр, но не в огромном зале, где всё очень громко и нужно неподвижно сидеть, а в театре, который учитывает его возрастные особенности. Если ты устал в середине действия, можно лечь в сугроб отдохнуть или зарыться в снежинки.

Концепция первого театра в том, что впечатление от него гораздо сильнее, чем от мультика, например. Это впечатление будет долго жить в ребёнке, он будет играть в эту сказку. По моему опыту, дети, которые не любят большие театры, травмировались после первого его посещения. Не травмирующий первый театр — это очень важно.

Дети сами заявляют о своём участии: в игры никого не привлекают организованно и без желания. Вместо "а сейчас мы поиграем и соберём снежинки!" — "Помогите, пожалуйста, снежинки собрать…"

— А родители?

А родители поддерживают действие: если малыш видит, что мама гладит льва, ему тоже захочется, даже если сначала он немного опасается или стесняется. Родители также понимают философский подтекст сказки — мне важно, чтобы после спектакля все уходили с чем-то и родители могли что-то обсудить с детьми, если у деток появится запрос…

— Почему первой в репертуаре нового камерного театра кукол будет именно сказка про снежного льва?

—Это современная европейская, но очень поэтичная история. Каждый — и малыш, и взрослый — переживал ситуацию, когда он не знает, как быть, не знает, что делать, не знает, как себя в это пространство вписать. Мы все учимся адаптироваться и переживали подобные ощущения: нам очень интересно, но страшно: понравимся ли мы, понравится ли нам, будем ли мы полезны, интересны или останемся одни. С этими же страхами столкнулась героиня нашей истории: она переехала в новый дом, ей грустно, тоскливо, одиноко, она ничего тут не знает, но её детская фантазия, защищая её, придумывает большого доброго друга. Фантазия — дело великое, и важно её не убить и не ограничивать.

— Почему бэби-театр нужен современному ребёнку?

— Сейчас детям не дают скучать. У них много игрушек, мультиков, насыщенная жизнь, занятия, кружки. Но вот этой территории пустоты, пространства для воображения, когда ребёнок сначала заскучал, помаялся, а потом "ого, интересно, что это такое!" Я за то, чтобы мы с детьми научились из этого пространства пустоты фантазировать, придумывать что-то. И чтобы каждая палочка становилась особенной. Детский любознательный мозг не может без поиска: из ничего может родиться целый мир.

На других моих детских спектаклях, которые вы могли видеть в Драмтеатре — “Северное сияние”, “Машенька и медведь” — наблюдался поразительный эффект: дети приходят домой и продолжают играть в эти сказки, развивать тему, заполняя пространство пустоты, интересуясь новым, фантазируя. 

Становясь взрослыми, фантазирующие дети, воспитанные на театре, адаптируются к миру, не теряют свою внутреннюю сказку. Формируется то самое поэтическое мировоззрение, когда мы умеем читать и чувствовать стихи, умеем понимать живопись, вдруг увидеть красивую луну среди веток. В Японии есть уроки любования природой. Почему у нас нет уроков любования природой? Я за уроки любования природой!

1 662