Статья

Елизавета Петровна, которую назначили: что мы знаем о победителе в гонке имён для Храброво

19:30
Памятник императрице Елизавете в Балтийске. Архив "Клопс"

На исходе голосования императрица обошла философа Канта и двух советских военачальников: генерала Черняховского и маршала Василевского. Что известно о победительнице и какое отношение Елизавета имеет к Калининградской области — в материале "Клопс". 

Младшая дочь Петра Первого и Екатерины Елизавета родилась в московской Коломне в декабре 1709 года, за два года до вступления своих родителей в законный брак. К власти пришла в результате дворцового переворота, на штыках 306 солдат гвардейского Преображенского полка. Системного образования не получила и даже взрослой не знала, "что Великобритания есть остров". Зато на французском говорила, как на родном. Учредила российский Дворянский банк и Московский университет. Исследователи отмечают, что в правление Елизаветы смертная казнь применялась реже, чем это было принято у русских монархов. Например, суд приговорил Наталью Лопухину, унижавшую Елизавету во времена её предшественницы Анны Иоановны, к колесованию. Но Елизавета — добрая. По её указу Наталью Лопухину не стали убивать медленной мучительной смертью, а всего лишь вырвали язык, били плетьми и отправили в ссылку в Сибирь. Такой вот царственный гуманизм. 

Архив "Клопс"

С Кёнигсбергом императрицу связывает Семилетняя война. Её называют настоящей Первой мировой. Боевые действия Семилетней войны проходили в Европе, Северной Америке, Индии, на Карибах и Филиппинах. В 1758 году в Кёнигсберг, сдавшийся без боя, вступили российские войска, Восточною Пруссию провозгласили новой провинцией Российской империи. Первым русским губернатором стал сын выходца из Шотландии генерал-аншеф Фермор. 24 января 1758 года жители Кёнигсберга приняли присягу на верность российской императрице Елизавете Петровне. 

По всему городу изображения герба с прусским орлом поменяли на изображения российского двуглавого. Например, как пишет в своей книге "Кёнигсберг: история одного европейского города" Фриц Гаузе, поменялись орлы (с прусского на русский) и в "шапке" "Королевской привилегией издаваемых прусских известий о государстве, войне и мире", кёнигсбергской газеты, где цензором подрабатывал Иммануил Кант. Сам Кант, как и городские чиновники и преподаватели университета, в Альтштадтской кирхе принёс присягу на верность Елизавете. Что ему сегодня припоминают в Калининградской области. Мол, Родину предал. Оккупацию Восточной Пруссии в Семилетнюю войну называют "мягкой". 

Современники отмечали, что "русские солдаты показали хорошую дисциплину", а многие из российских высших офицеров были из остзейских немцев и получили французское воспитание. Примечательно, что российские оккупационные власти требовали от своих офицеров в обязательном порядке посещать лекции в Кёнигсбергском университете — в частности, лекции по математике и фортификации, читаемые приват-доцентом университета Иммануилом Кантом. Также российские офицеры были желанными гостями в масонских ложах Кёнигсберга и охотно посещали их. По одной из версий, в Российскую империю масонство приехало именно из Кёнигсберга. 

Рассказывая о нравственных последствиях русской оккупации Восточной Пруссии, Фриц Гаузе пишет: 

"Жители Кёнигсберга отваживались курить на улице табак и научились пить пунш; их нравы стали более свободными. Рубль был активнее, чем талер… Драки между горожанами и русскими солдатами, возникавшие время от времени, не имели политического значения".

Балтийск, возле памятника императрице Елизавете. Архив "Клопс"

Восточная Пруссия пробыла российской губернией четыре года. В январе 1762 года Елизавета Петровна скончалась. На российский престол вступил Пётр Третий, родившийся в немецком Киле Карл Пётр Ульрих Гольштынский. Он правил несколько месяцев, но за это время успел заключить мир с прусским Фридрихом Вторым, освободить жителей Восточной Пруссии от данной им российской императрице присяги и вернуть Восточную Пруссию Пруссии…

Кстати, калининградский культуролог, искусствовед и просто умный человек Ирина Кожевникова на своей страничке в Facebook вполне справедливо заметила, что назвать аэропорт Храброво просто аэропортом имени императрицы Елизаветы — верх невежливости по отношению к матушке-императрице. Ибо по этикету надо вместе с императорским именем обязательно называть все её титулы. Так что правильное новое название старого аэропорта должно звучать так: аэропорт имени "Божию поспешествующею милостию Елизаветы Первой, Императрицы и Самодержицы Всероссийской, Московской, Киевской, Владимирской, Новгородской, Царицы Казанской, Царицы Астраханской, Царицы Сибирской, Государыни Псковской и Великой Княгини Смоленской, Княгини Эстляндской, Лифляндской, Корельской, Тверской, Югорской, Пермской, Вятской, Болгарской и иных, Государыни и Великой Княгини Новагорода Низовския земли, Черниговской, Рязанской, Ростовской, Ярославской, Белоозерской, Удорской, Обдорской, Кондийской и всея Северныя страны Повелительницы и Государыни Иверския земли, Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей и иных наследной Государыни и Обладательницы". А что, звучит красиво...

Имя философа Имманиула Канта попало в шорт-лист имён для присвоения Храброво четвёртым. От том, как Кант оказался в одном списке с Елизаветой, Василевским и Черняховским, можно почитать здесь

20 325