Статья

Воровайки, переговорщики и "торпеды": кто и как зарабатывал на угонах машин в Калининграде

09:47
Фото: личный архив

И это тоже история нашего города. В конце девяностых прошлого века кто-то из калининградских бандитов первый раз применил на практике технологию автоотката. Схема была проста и надёжна, как револьвер системы наган. Угнанный автомобиль не надо было перегонять в другой регион, перебивать номера двигателя. Машина… возвращалась владельцу. Разумеется, не бесплатно. В результате бандиты получали свои деньги, владелец — свой автомобиль. Это экономило время обеим сторонам. И никаких бюрократических проволочек с протоколами, допросами и опознаниями. Знающие люди рассказывают, что на пике автооткатной темы в Калининграде угоняли две-три машины в день. 

О чём говорила статистика

Газета "Авторынок" в 2003 году писала, что если в 1999 году в Калининградской области было угнано 886 машин, то уже в 2002-м этот показатель увеличился в два с половиной раза и составил 2236 угонов в год. В 2006-м угнали на 300 авто меньше, чем в 2005-м. Сколько машин было угнано в 2005-м, в сообщении не говорится. Зато сообщается процент раскрываемости. Он равен пяти. Из ста угонов раскрывались только пять.

Не все граждане, пострадавшие от автооткатчиков, обращались в милицию. Они не видели в этом смысла. Так что официальная милицейская статистика, даже такая пугающая, не отражала всей катастрофы. И бессилия правоохранительных органов.

В среде бывших сотрудников калининградской милиции рассказывают показательную историю. В 2003-м в Московский райотдел пришёл новый начальник криминальной милиции. На собрании коллектива новый начальник сказал, что объявляет беспощадную борьбу с автооткатами. И что скоро над всем Московским районом будет развеваться бело-голубой флаг спортивного общества "Динамо". 

Эти планы стали быстро известны бандитам. Они приняли вызов. В результате в течение месяца машины угонялись исключительно на территории Московского района. Количество нераскрытых преступлений резко скакнуло вверх. Руководство областного УВД было очень недовольно. В этот месяц над Московским районом развевалось всё, что угодно, только не флаг спортивного общества "Динамо".

Фото подозреваемых в автоугонах. 2001 год. Фото: личный архив

По законам бизнеса

Специализирующихся на автооткатах "братанов" в калининградском криминальном обществе называли воровайками. Постепенно у вороваек выработалась своя технология. Например, когда украденную машину гнали отстаиваться в какой-нибудь гараж, то перед ней следовал автомобиль-приманка — абсолютно легальная машина со всеми документами. Если её водитель видел патруль ГИБДД, то специально нарушал правила: подрезал кого-нибудь прямо на глазах сотрудников милиции, начинал сигналить не по делу. И пока наряд разбирался с нарушителем, угнанный автомобиль проскакивал мимо.

Если машину угоняли от дома, где жил её хозяин, то на дело шли как минимум двое вороваек. Один вскрывал авто, второй контролировал подъезд. И если хозяин, услышав сигнализацию и схватив бейсбольную биту, бежал спасать свою "ласточку", то в подъезде его тормозил воровайка-"торпеда".

Переговоры о возврате автомобиля напоминали шахматную партию. Сами воровайки редко шли на контакт с владельцем угнанного авто. Для этого существовали посредники. Как сказал один из уже вышедших на пенсию сотрудников калининградского уголовного розыска, переговорщики сильно отличались от "торпед" мозгами и более высокими процентами, получаемыми с каждого автомобиля. "Торпедам", выполнявшим самую чёрную и опасную работу, платили мало.

Ветераны калининградской милиции вспоминают, что, когда судили одного из руководителей группы вороваек, его защищали два дорогих адвоката. А "торпеде" государство назначило бесплатного защитника — у мужчины не было денег.

Посредник

В результате расцвета автооткатов в калининградском криминальном мире сформировался особый институт посредников, выступавших как и на стороне вороваек, так и на стороне потерпевших. Это было люди, пользующиеся авторитетом среди угонщиков, иначе их никто бы не стал слушать. Например, бывшие сотрудники милиции.

Один из таких переговорщиков рассказал "Клопс" о том, как шли переговоры. Вначале переговорщик от вороваек наезжал на хозяина, объясняя, что им проще его машину сжечь, чем возиться с откатом. Это была стандартная процедура, своего рода ритуал, проверка профессионализма переговорщика, выступающего на стороне потерпевшего. Последний должен был сказать что-то вроде "ну и сжигайте" и бросить трубку. Он понимал, что имеет дело не только с бандитами, но и в своём роде бизнесменами, у которых нет задачи сжечь автомобиль, но есть задача как можно быстрее продать его владельцу. 

И тогда начинался торг. Угнанная Audi-100 с "зализанными" ручками стоимостью 10 тысяч долларов возвращалась хозяину за 600. Правда, и доллар тогда был другой, и отношение к нему тоже. 

Иногда в переговорной цепочке между воровайками и владельцем угнанного автомобиля стояло до пяти-шести посредников с двух сторон. Это сильно затрудняло работу милиции — пока пробивали всех и по цепочке добирались непосредственно до угонщиков, уходило много времени.

Бизнес развивается по своим законам. Криминальный не исключение. Сотрудники милиции рассказывают, что в Калининграде появились мошенники, выдававшие себя за переговорщиков. Узнав, что у человека угнали машину, они предлагали свои услуги хозяину и обещали вернуть авто. Получив деньги, посредник исчезал. Бандиты таких не любили — мошенники ломали бизнес и расшатывали и без того хрупкие отношения между воровайками и потерпевшими.

Криминальный пиар

Бригада на отдыхе. Фото: личный архив

Я не знаю, делалось это осознанно или нет, но воровайки работали над собственным имиджем. Например, в Калининграде тех лет долгое время бытовал миф, что воровайки не берут дважды одну и ту же машину. Мол, у бандитов налажен учёт и контроль, и если у тебя угнали авто, а ты его выкупил да ещё при этом не стал обращаться в милицию, то тебя оставят в покое. Это не так. Зафиксированы случаи, когда один автомобиль угонялся пять раз.

По данным на 2004 год, в Калининграде на оперативном учёте стояло 44 человека, имеющих отношение к кражам автотранспорта. Это была самая разномастная публика, от вчерашних охламонов-школьников до крайне "авторитетных" людей. Вот выписка из оперативной характеристики на калининградца К.: 

"Среди преступного мира Калининградской области обладает определённым авторитетом, в том числе и негативного характера. Среди достаточно влиятельных "криминальных авторитетов", таких, как "Фома" и ему равных, К. воспринимался как "беспредельщик", способный на необоснованное убийство".

А вот цитата из оперативной характеристики на другого автооткатчика:

"10.09 1978 года рождения, кличка Джонни, бывший работник милиции, а именно УБОП КМ УВД Калининградской области. Прошёл боевую подготовку в Чечне в качестве офицера СОБРа. Ранее неоднократно разрабатывался в 2002 и в 2003 годах на причастность к угону автотранспорта, а в 1999 — на предмет незаконного хранения, приобретения и сбыта взрывчатых веществ".

Среди автооткатчиков было немало бывших сотрудников милиции. Которые были прекрасно, как это тогда писалось в милицейских документах, "осведомлены о негласных методах работы". Это и стало одной из причин низкой эффективности работы с автооткатчиками. 

Закат автоотката

Машины угоняли у всех, невзирая на социальное положение: у сотрудников областной администрации, полковников милиции, председателя арбитражного суда, у своих криминальных авторитетов. Вскоре воровайки начали угонять "под откат" большегрузные фуры и строительную технику. И тогда с ними решили бороться по-настоящему. Лидеров калининградского автоотката начали жёстко "принимать" сотрудники РУБОПа. 

Сыграла свою роль и экономика. Расцвела новая отрасль, в которой бывшие воровайки могли не без пользы для себя проявить организаторские способности. Не без пользы и с меньшим для себя риском. Это строительство. Многие из бывших вороваек нашли себя в поставках цемента и дерева, проведении сантехнических работ и рытье котлованов...

16 460