17:53

С любовью и всяческой мерзостью: 10 фактов о новом спектакле калининградского драмтеатра "Дракула"

  1. Новости
Александр Подгорчук / Клопс.Ru
Александр Подгорчук / Клопс.Ru.
В Калининградском областном драматическом театре выходит в свет мистическая драма "Дракула" по Брэму Стокеру. Клопс.Ru поговорил с режиссером и автором инсценировки Вячеславом Виттихом, чтобы узнать несколько интересных фактов о спектакле.
 
"Дракула" изначально задумывался как рок-опера. Даже начали вести переговоры с композитором, который должен был написать музыку к спектаклю. Однако оказалось, что в драмтеатре уже и так много музыкальных постановок в этом году, и формат пересмотрели.
 
– Музыку для "Дракулы" я выбрал из своего плей-листа, который формируется у меня на протяжении последних лет пятнадцати. Если я слышу какую-то музыку и понимаю, что она мне может когда-то пригодится, то я её туда вношу.  В самом начале постановки звучит Прокофьев, "Танец рыцарей", правда, в обработке Робби Уильямса – его вариант чуть динамичнее и современнее. 
 
Александр Подгорчук / Клопс.Ru
 
Роман Брэма Стокера "Дракула" при первом знакомстве Виттиху настолько не понравился, что он его даже не дочитал.
 
– В выпускных классах школы я очень увлекался всем мистическим и страшным, любил фильмы ужасов. Вот все тогда советовали мне познакомиться с романом "Дракула", но мне было очень сложно его читать. Мне не нравился сам стиль написания, и я так и не дошёл до конца в первый раз. А потом этот роман входил в обязательную программу по литературе в ГИТСе. Вот тогда я и дочитал до конца книгу, и мне уже было интересно. Причем даже тогда не могу сказать, что меня как-то особенно зацепило. Большой интерес это произведение у меня вызвало, когда спектакль по нему поставил мой мастер Валерий Бирюкович в "Театре на Юго-Западе", где он до сих пор с успехом идёт. Вот когда я этот спектакль увидел, то понял, что это отчасти и моё произведение.
 
Некоторые роли специально распределили между актерами, амплуа которых обычно не очень совпадают с предложенными им в "Дракуле" образами.  
 
– Хочется не то, чтобы поэкспериментировать, а дать другой план актеру поиграть. Дать ему возможность раскрыться в другом характере. Здесь несколько ролей как раз были "на преодоление". Сейчас ещё сложно что-то говорить, но, думаю, к третьему-четвертому спектаклю будет уже понятна целостность и будет более точное попадание в образ. Ещё будут сокращения с литературной точки зрения, некоторые сцены будут переделываться.
 
Александр Подгорчук / Клопс.Ru
 
Для сцены превращения Люси в вампира были просто необходимы длинные волосы у актрисы. По задумке режиссера, разлетающиеся в стороны локоны должны продолжать все мечущиеся движения умирающей девушки. Волосы становятся чуть ли не отдельным действующим лицом. Если бы у Орловой, выбранной на эту роль, не было бы собственной шикарной шевелюры, то пришлось бы актрисе размахивать искусственными кудрями.
 
Изначально планировалось, что финальный монолог должен был читать сам режиссёр. Также эти обязанности хотели возложить на "старого" Дракулу. В итоге эту миссию делегировали Ван Хельсингу, который историю о Дракуле начинает, и поэтому логично, что он же её и будет завершать. Кстати, текст финального монолога всё ещё находится в стадии доработки, и на каждом новом спектакле зрители могут услышать его совершенно непохожим на предыдущую версию. А могут вообще не услышать.
 
Чуть ли не главным персонажем в калининградской версии "Дракулы" становится Рэнфилд (пациент лечебницы для душевнобольных, который поклоняется Дракуле). В отличие от знакомого всем фильма Копполы, у Виттиха Рэнфилд раскаивается в своём положении подчинённого силам зла.
 
– Рэнфилд – мой любимый персонаж. Это одна из самых интереснейших ролей в произведении. Я бы даже сам хотел его сыграть, и планировал работать в паре с Антоном Захаровым, который, кстати, неплохо с ролью справляется. Но понимаю, что времени и сил у меня на это нет.
 
Александр Подгорчук / Клопс.Ru
 
За весь спектакль Дракула ни разу никого не укусит в шею. Он превращает в носферату или убивает, даже не приближаясь к жертве.
 
– Трудно давалось мне решение о том, как же будет происходить процесс "поцелуя вампира". Не хотелось использовать банальное "кусание в шею". Шли разными приемами: пробовали хватать за горло и чего еще только не делали… В итоге вот это самое "биение сердца", которое мы наблюдаем в различных интерпретациях на протяжении всего спектакля, и было взято за основу. Мы работам "на расстоянии", чтобы уйти от натурализма. Не хочется следовать стереотипам.
 
Последняя сцена с Миной и Владом Цепешем была отрепетирована всего за неделю, потому что режиссер не успел её написать. Для того, чтобы написать инсценировку, Вячеславу Виттиху потребовалось примерно полгода. Ему пришлось познакомится с реальной историей жизни и личностью Влада Цепеша, чтобы вписать в текст легенду о Дракуле, которой не было у Стокера. Так как у Стокера роман написан в виде дневника, многие диалоги пришлось заимствовать в кинематографе.
 
– Я приходил на работу, закрывался в кабинете с книгами, с фильмами… И всё почему-то не шла работа. Мы даже со сценографами работали без материала. В итоге пьеса была написана за день до читки и то, только 80%. Последняя сцена Мины и Цепеша появилась только неделю назад. Я до последнего момента не знал, что делать с Миной – убить её или оставить в живых.
 
Александр Подгорчук / Клопс.Ru
 
За время работы над спектаклем актёры и сам режиссёр сталкивались с мистическими событиями. Например, актер Анатолий Лукин, играющий пожилого Дракулу, уверяет, что его дочь, которая пожелала приехать на предпремьерный показ, до места так и не добралась, хотя сделала несколько кругов в районе возле театра – не смогла найти подъездную дорогу. Сам же он в этот день не смог приехать на работу пораньше, как планировал, из-за поломки лифта.
 
В день первого прогона спектакля перед зрителями сам Вячеслав Виттих не специально, но по стечению случайных обстоятельств надел яркую алую рубашку и чёрные брюки. А ведь все костюмы к спектаклю выполнены именно в черно-красно-белой гамме. Заметил он и другие совпадения:
 
– Мистика была в том, что, начав работать над инсценировкой, я стал все время натыкаться на вещи, тем или иным образом связанные с произведением Стокера. Включаешь телевизор, а там "Ван Хельсинг" идёт или другой фильм о вампирах, в интернете что-нибудь просматриваешь – там идет реклама "Бала вампиров" в Санкт-Петербурге, заходишь в книжный магазин – там на первой же полке попадается книга Брэма Стокера. Может быть, просто раньше на все это внимания не обращал…
 
Кстати, ни один из калининградских актеров от предложения поучаствовать в постановке из суеверных или религиозных соображений не отказался. Хотя подобные случаи нежелания играть роль в спектакле или фильме, например, "Мастер и Маргарита", известны.
 
Александр Подгорчук / Клопс.Ru
 
Калининградский "Дракула" – это не про кровь, а про любовь. Режиссер решил специально не делать грим совсем устрашающим и кровавым, потому что это слишком ожидаемо.
 
– Я не хотел делать "ужастик". Грим мы постарались сделать более реалистичным, потому что дело не в гриме, а во внутреннем мире. Мина бросает  Джонотана ради Влада, а Влад бросает ради неё вообще всё. Дракула – романтик.
 
Вампиризм – это не только жажда крови, это и жажда денег, славы… Даже просто сильное пристрастие к кофе – тоже своего рода вампиризм. У меня много разноплановых пристрастий, но самый главный мой наркотик – это театр. Я театральный вампир. Мы все по сути вампиры: нам необходима пища, необходима энергия, необходимы эмоции.
 
Любовь же нас перерождает, делает лучше. Любовь – это когда хочешь сделать счастливым не себя, а прежде всего того, кого любишь. Настоящая любовь существует, но далеко не у всех. Мина с Владом нашли друг друга спустя века. Я верю в вечную любовь.