15:35

Объединить с Пионерским и брать деньги за въезд: архитекторы представили будущее Светлогорска (эскизы)

  1. Новости
Архив Клопс.Ru.
В понедельник, 24 апреля, в "Янтарь-Холле" презентовали градостроительную концепцию развития центральной части Светлогорска. Если документ утвердят, на его основе разработают поправки к правилам землепользования и постройки.

Кому это надо

"Наша цель — сохранить уникальный облик Светлогорска и создать условия для развития курорта федерального значения", — рассказал архитектор Александр Башин, под руководством которого над проектом трудились пятеро его коллег. Оплатить их работу вызвалась компания "Раушен- Амбассадор", намеревавшаяся инвестировать в строительство апарт-отеля. После скандала со "стаканом" и появилась идея разработать концепцию застройки всего города, хотя регулировать подобную сферу региональное правительство намеревалось уже давно.
 
 
Александр Башин
 
Александр Башин заявил, что передаст проект в распоряжение главы Светлогорского района.

История застройки

В 1855 году в Раушене, который тогда был ещё посёлком, начали появляться первые отели и пансионаты. Тогда там проживало всего 200 человек. А уже в 1930-м население выросло в десять раз, а городок активно стал застраиваться виллами.
 
"Иметь загородный особняк было модно среди знати Пруссии. Постепенно это место стало превращаться в элитный город. Скоро Раушен стал самым дорогим курортом Земландского полуострова. Ежегодно здесь отдыхали более 11 тысяч человек", — отметил Александр Башин.
 
 
Как в прошлом, так и сейчас Светлогорск условно можно разделить на несколько частей: "нижний город" (вокруг озера), "верхний" (на холме ближе к морю), побережье. В первой линии и вдоль променада постройки были преимущественно из дерева, высотой не более двух этажей. Эта часть соединялась с "верхним городом" посредством лёгких деревянных лестниц и пандусов. В 1912 году был построен фуникулёр.
 
Курортные здания в основном были сосредоточены в "верхнем городе". Здесь же располагались кафе, рестораны, частные дома. На рубеже XIX–XX веков в городе начали активно осваивать территории. В моде была идея "жизни среди природы", поэтому строились простые жилища из доступных материалов, которые старались максимально вписать в окружающий ландшафт. Между зданиями было не меньше 30–40 метров, густо росли деревья.
 
 
"В советские времена власти продолжали планировать город, опираясь на довоенную структуру, не прибегая к кардинальным переменам", — напомнил Башин.
 
В 1973 году достроили бетонный променад протяжённостью более километра. На месте немецкого фуникулёра появился лифтовый подъёмник. В западном конце променада обустроили канатную дорогу, а на противоположном конце — лестницу. Начали активно строиться санатории, пансионаты и детские оздоровительные лагеря типовой архитектуры.
 
До 2005 года, по словам Башина, застройка в центральной части уплотнялась за счёт изъятия зелёных зон. Активно возводились частные виллы.
 
"Появились тогда такие крупные объекты, как "Русь" и "Олимпик", которые вписались в историческую структуру. Однако появились и девятиэтажные здания", — отметил Башин.
С 2007 года началось интенсивное строительство в исторической части города. Значительно увеличивается масштаб зданий, из курорта Светлогорск начал превращаться в город элитного жилья.

Проблемы Светлогорска

 
Александр Башин отметил нескольких явных проблем.
 
1.   Нет устойчивой связи между Светлогорском и Пионерским.
2.   Увеличивается объём возведения жилья в центральной части города, а санатории и другие объекты не строятся вообще.
3.   Недостаточно развитая первая линия застройки, променад изношен.
4.    Низкое качество благоустройства.
5.   Недостаточное количество парковочных мест и перегруженность автобусных станций. Нехватка пешеходных зон.
 
Архитекторы предложили свои решения.

Соединить Пионерский и Светлогорск

Как уверяет Башин, Светлогорск и Пионерский надо объединить, чтобы они могли развиваться комплексно.
 
"Пока устойчивой транспортной связи здесь нет. Мы предлагаем продлить дорогу от улицы Ленина до Ольховой, а дальше вдоль моря дойти до порта. На этой центральной улице можно строить объекты курортного значения", — заявляет Башин.
 
Необходимо развивать окружную дорогу Светлогорска, соединяющую город с Пионерским.
 
"В районе посёлка Зори можно было бы разрешить строить жильё, разгрузив центр", — пояснил архитектор.
 

Якорные объекты

 
 
В новой концепции Светлогорск и Пионерский представляют собой единую курортную зону 
 
Башин предложил рассмотреть такие варианты.   
 
Парк развлечений в Отрадном: "Мы взяли за образец искусственную снежную горку в Друскининкае, это позволит привлекать туристов и зимой".
 
Водолечебница с банным комплексом за вокзалом: "Такой центр есть, например, в Баден-Бадене. И он там весьма популярен!"
 
Бальнеологический центр.
 
Аквапарк рядом с детскими лагерями: "Территория должна быть порядка 2,5 гектара".
 
 
Новая пешеходная зона в Пионерском.

Как должны выглядеть новые постройки

"Мы предлагаем развиваться по тому же пути, как наши соседи — Юрмала, Паланга, Сопот. Там здания, как правило, не выше четырёх этажей. Используются природные материалы — дерево, камень", — перечисляет Башин.
 
Предлагается по возможности сохранять принципы старого Светлогорска: объекты должны находиться на расстоянии в 20–30 метров друг от друга, длины зданий — не более 30 метров.
 
"Здания в нижней части города должны иметь интересный верх, ведь мы их будем наблюдать с высоты. В первой линии застройка не должна превышать пять этажей, в "верхнем городе" — четыре, в новых микрорайонах — до шести".

Морской квартал

 
 
В Морском квартале предлагают по максимуму сохранить зелёные насаждения 
 
Архитекторы решили, что в ближайшем будущем необходимо развивать территорию между променадом, улицами Динамо и Береговой и спуском к морю. Этот участок условно назвали Морским кварталом. Сегодня там запущенная и заболоченная местность, насосная станция, летнее кафе и неорганизованная парковка для торговцев янтарём.
 
Вместо этого предлагается создать разветвлённую сеть улочек, скверов и площадей, которые будут связывать променад, верхнюю и нижнюю части города.
 
По замыслу архитекторов, нужно максимально сохранить деревья и посадить новые, желательно сосны, обустроить террасы и смотровые площадки.
 
Магазины и рестораны в первой линии должны быть не выше четырёх этажей и иметь черепичные крыши, во второй высота зданий может достигать шести этажей.

Морской бульвар

На взгляд архитекторов, территория вдоль нового променада не должна пустовать. Условно её поделили на четыре сектора.
 
 
Бульвар протянется вдоль променада
 
От солнечных часов до небольшого оврага
 
"Там мог бы появиться новый спуск, несколько небольших гостиниц", — говорит Башин.
 
Вдоль Театра эстрады
 
Сам театр соединится с променадом лифтовым подъёмником, у которого должна быть смотровая площадка. Здесь также расположатся кафе, ресторан, бизнес-центр, гостиница не выше пяти этажей "под старину".
 
 
Небольшие здания в стиле фахверк украсят побережье
 
От спуска у гостиницы "Русь" до условного пересечения с улицей Балтийской
 
"Мы видим здесь аквапарк городского значения, большую парковку, где можно оставлять авто и проходить к променаду. Плюс ещё один спуск вниз парка", — пояснил Башин.
 
Рекреационная часть
 
Тут могут размещаться только профилактории, санатории, лечебные учреждения.
 

Пешеходная зона

Она расположится в квадрате между улицами Ленина, Октябрьской, Динамо и Садовой. Транспорт предлагается пустить в обход этого квадрата.
 
 
Пешеходная зона расположится на Центральной площади и близлежащих улицах
 
"В Берлине дворы используют как пешеходные зоны. Это нравится горожанам и туристам" — уверяет архитектор. По его словам, нужно также реконструировать бювет и открыть ещё несколько.

О парковках

По мнению Александра Башина, городу необходимы перехватывающие парковки у администрации и на въезде на улицу Балтийскую. Летом парковки должны быть платными (Башин не исключает даже платный въезд в город), а зимой — открытыми для всех.